Вопрос ОРКСЭ в формате Skype

Круглый стол «Основы религиозной культуры в школе и средних профессиональных учебных заведениях» прошел в рамках проекта «Интеграция религиозного и светского образования: опыт Республики Башкортостан», который в свою очередь состоялся под эгидой программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре». Формат встречи был не совсем обычным – в виде видеоконференции (посредством программы «Skype») с участием деятелей науки Башкирии и других регионов (Мордовия, Татарстан), религиозных активистов, преподавателей средне-специальных учебных заведений, школьных директоров и учителей. Организатором выступил Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра Российской академии наук (ИЭИ УНЦ РАН).

Директор ИЭИ УНЦ РАН, доктор исторических наук, профессор Айслу Юнусова, опираясь на опыт взаимодействия ее научного центра, Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы и Российского исламского университета ЦДУМ России в реализации программы переподготовки имамов ПФО, раскрыла три составляющие интеграции религиозного и светского образования: духовность, просвещение и наука.

Руководители мусульманских и православных учебных заведений Уфы и Саранска поделились своим видением относительно преподавания основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) и поведали о системе религиозного образования на примере медресе и семинарий.

Как сообщил газете «Рисалят-Послание» участник интерактивной встречи, младший научный сотрудник отдела религиоведения ИЭИ УНЦ РАН Тимур Надыршин, в целом вопрос ОРКСЭ стоял во главе угла. Проблему преподавания этого учебного курса озвучили не только ученые, но и учителя и директора школ Башкортостана.

В ходе видеоконференции также обсуждались проблемы формирования функционально грамотной и толерантной личности, истории церковных учреждений в контексте российской и мировой истории и обществознания, использовании культурных ресурсов регионов в изучении истории и формировании общероссийской гражданской идентичности, изучения истории народов России в общем контексте истории российского государства.

Выступающие  отметили, что в Башкортостане достигнут высокий уровень подготовки педагогов, реализующих преподавание ОРКСЭ, интеграции религиозного и светского образования  в целом в Башкортостане, где накоплен богатый опыт развития этнокультурного компонента в преподавании истории и других гуманитарных дисциплин, а также в подготовке профессиональных специалистов в колледжах Башкортостана.

Однако участники выразили обеспокоенность неоднородностью подготовки преподавателей курсов ОРКСЭ в вузах республики, отсутствием согласований при разработке учебно-методических программ в светских и религиозных учебных заведениях, учебников и учебно-методических комплексов, необходимость оптимизации и совершенствования системы подготовки кадров преподавателей  основы религиозной культуры и светской этики, история мировых религий.

В итоге собравшиеся рекомендовали предусмотреть включение в учебные планы подготовки учителей истории  разработку учебного модуля курса по подготовке специалистов для преподавания основ религиозной культуры и светской этики, истории мировых религий. Необходимо обеспечить совместное – преподавателями светских школ и представителями религиозных учебных заведений – рецензирование учебных программ, пособий и УМК в целом. И завершающей рекомендацией стала разработка программы специализации и профессиональной ориентации учащихся мусульманских учебных заведений в регионе.