Умеренность в еде – залог духовного и физического здоровья
Основой этикета приема пищи в Исламе является следующий хадис от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):
«Что может быть хуже набивания человеком своего желудка едой? Разумному человеку достаточно употребить несколько кусочков пищи для поддержания жизни. Если его аппетит взял верх над его волей, тогда пусть разделит свой желудок на три части: одну треть отдаст еде, вторую — питью, а третью оставит для дыхания» (Тирмизи).
Знаменитый лекарь Ибн Абу Масуайхи, прочитав этот хадис, сказал: «Если бы люди водворили в жизнь эти слова, то избавились бы от болезней, а больницы и аптеки перестали бы работать».
Другой известный врач Авиценна (Абу Али ибн Сина) сказал:
«Я собрал всю медицину в двух строчках, а речь хороша тогда, когда она коротка. Если кушаешь, то ешь мало, а после еды сторонись (другой еды). Ведь излечение – в переваривании. И нет для людей состояния вреднее, чем потреблять одну еду за другой».
- Значит, принципы питания мусульманина просты:
- Не кушай, пока не проголодаешься.
- Не кушай что-то новое, пока не переработается то, что в желудке.
Когда кушаешь, не ешь много. То, что ты наелся, мозг понимает намного позже, чем желудок. Проверено и доказано.
Люди во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), говорили:
«Мы – народ, который не кушает, пока не проголодается, а когда кушает, не наедается». То есть, еды в то время было мало.
Это, конечно, не значит, что нельзя наедаться вообще. В достоверном хадисе говорится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поил Абу Хурайру молоком до тех пор, пока тот не сказал, что не может пить. Значит, в некоторых случаях не возбраняется есть досыта (в гостях, перед тяжелой работой и т. д.), но нельзя переедать до такого состояния, что чувствуется ухудшение самочувствия.
В достоверном хадисе (от Бухари и Муслима), говорится, что после лучших поколений мусульман – сподвижников (сахабов), их последователей (таби’ун) и последователей последователей (таби’у таби’ин) появятся такие люди, для которых характерна тучность тел. Значит, лучшие мусульмане – праведные предшественники – не были толстыми.
Но современные верующие часто забывают этот хадис и, копируя европейские стандарты, начинают беспокоиться, когда худеют и теряют вес. Многие стараются набрать килограммы мышц, считая, что это красиво. По нашим исламским критериям, это не есть эталон красоты. Давайте лучше брать пример с первых поколений и наших знаменитых учёных, которые ели мало и не были толстыми. В те времена «здоровяков» среди мусульман было значительно меньше, чем сейчас, но их слово имело больший вес. Не за счет бокса, каратэ, борьбы, бодибилдинга, а за счёт знаний и богобоязненности. В общем, мусульманину лучше сократить рацион еды, а то, что сэкономил, использовать для более полезных дел. О том, что Всевышний спросит с нас и за еду, сказано в Коране:
6. Вы непременно увидите ад.
7. Потом увидите его глазами убеждённости.
8. Потом вы непременно будете спрошены в тот день о благах. (Сура «Хвастовство большим количеством»).
Ведь к благам от Всевышнего относится и пища, которую мы потребляем каждый день.
Абдурахман Акбердин