Улица в честь ишана

На очередном заседании Уфимского городского Совета депутаты приняли решение о наименовании новых улиц. Так, среди них появится улица Абдуллы Саиди – в честь выдающегося религиозного деятеля, просветителя, суфийского шейха, среди учеников которого были известные представители башкирской, татарской и казахской интеллигенции. Эта улица будет проходить в поселке Нагаево Октябрьского района городского округа (микрорайон новостроек).

Наряду с этой улицей в Уфе появятся также улицы Валерия Кокина (генерал-лейтенант полиции, с 2006 года до самой смерти – 2012 года – возглавлял УФСКН РФ по Республике Башкортостан) и Михаила Зайцева (первый председатель Госсобрания РБ, первый мэр Уфы, скончался в 2010 году). Улица Кокина будет в Нагаево, а улица Зайцева – в микрорайоне Затон-Восточный Ленинского района города. Об этом сообщили в пресс-службе Уфимского горсовета.

Для справки.
Абдулла-ишан Саиди (1836–1914) родился в деревне Муллакаево (ныне Баймакский район) в семье выдающегося мусульманского богослова Саитбаттала хазрата. Когда ему исполнилось девять лет, один за другим умерли родители, и мальчик остался круглым сиротой. На воспитание к себе его взял дедушка по матери, а немного позже Абдуллу отправили на учебу в знаменитое Стерлибашевское медресе. В те же годы здесь обучались знаменитые мусульманские просветители Мифтахетдин Акмулла и Зайнулла Расулев, а преподавателями у них были выдающиеся поэты-просветители, суфии Гали Сокорой и Шамсетдин Заки.

После окончания медресе Абдулла Саиди служит в действующей армии, принимает участие в Сыр-Даръинском походе генерала Перовского в 1853 году. Он служил вместе с Ишмухаметом-сэсэном и Валеем, родным братом отца Ахмет-Заки Валиди. Именно с этого времени начинается его близкое знакомство с майором Юсупом Карамышевым и семьей Заки Валиди. По окончании срока службы Абдулла продолжил свое образование в медресе Бухары. Учился и у своего Стерлибашевского однокашника Зайнуллы Расулева. В целях совершенствования образования посетил также Хорезм, Стамбул. В годы жизни в Бухаре открыл свое медресе, где обучал шакирдов; увлекался также разведением шелкопряда. Абдулла Саиди хорошо знал основы исламского вероучения, много внимания уделял знакомству с культурой, бытом, историей восточных народов. В общей сложности он прожил за границей более тридцати лет, дважды совершил хадж.

В 1870 году по настоятельным просьбам своих односельчан он вернулся в родную деревню Муллакаево, открыл медресе и всю последующую жизнь посвятил просветительству.

Получив образование в Бухаре, Абдулла был признанным знатоком мусульманского вероучения, писал стихи на арабском и фарси, получил заслуженную известность как педагог и мастер слова; по своим религиозным предпочтениям он принадлежал к одному из направлений суфизма, распространенному в Индостане — Мунджадид и Халида, которое в свою очередь представляет собой ответвление суфийского учения Накшбандия. На Южном Урале у Абдуллы-ишана и Зайнуллы-ишана было большое количество мюридов-последователей.

Значительные изменения были сделаны Саиди и Расулевым в области методики преподавания: они отказались от устаревших методов ведения занятий, основанных преимущественно на механическом заучивании текстов на арабском и фарси. Занятия стали проводиться в основном на родном языке шакирдов – на тюрки, с внедрением русского. Медресе имело свое общежитие, учиться сюда приезжали не только со всего Башкортос­тана, но и из Казахстана. В некоторые годы число шакирдов доходило до 400.

Значительное внимание уделялось преподаванию не только религиозных, но и естественно-научных дисциплин. Большое место в обучении занимали практические занятия. Шакирды получали сведения по народной медицине, осваивали искусство слова. Видное место в медресе занимала школа сэсэнов, практика устно-поэтических состязаний. В Муллакаевском медресе часто проводились литературные встречи. Татарский поэт Закир Рамиев (Дэрдмэнд) первоначальное образование получил в медресе Абдуллы-ишана. Впрочем сам Саиди тоже был неплохим поэтом, однако его рукописи в годы советской власти были уничтожены. Его шакирдами были и такие известные башкирские поэты, как Шафик Тамъяни, Факарис Тамъяни, Габит-сэсэн, Хамит-сэсэн. Следует особо выделить двоих последних шакирдов-поэтов: Габита-сэсэна и Хамита-сэсэна, из уст которых позже Мухаметша Бурангулов запишет эпос «Урал-батыр».

Медресе было известно не только своей общеобразовательной и религиозной, но и серьезной профессиональной подготовкой. Шакирдов обучали основам архитектуры, навыкам строительства мечетей и домов, умению составлять краски на основе глины. Абдулла-ишан и сам неплохо владел ремеслом строителя. В течение своих многолетних странствий он неплохо для своего времени овладел основами знаний в области геологии и геологоразведки. В частности, владел искусством поиска месторождений золота по наличию тех или иных растений. Миллионеры Рамиевы свои первоначальные знания в этой области получили именно от Абдуллы-ишана. Медресе давало не только религиозную, но и серьезную для своего времени профессионально-техническую подготовку. Например, Сабирьян Музафаров, открывший залежи золотоносных руд в районе Тубинска, и  Абубакир Худайбердин, открывший в 1913 году залежи медного колчедана в районе нынешнего Сибая, тоже учились в Муллакаевском медресе у Абдуллы-ишана.

В те годы строительство мечетей доверялось только лишь тем людям, которые получили специальное образование в медресе. Они ценились очень высоко и специально приглашались жителями сел и деревень для открытия мечети.

Еще одним направлением деятельности медресе была подготовка чиновников низшего административного звена — писарей, судей-кадиев. Выпускники медресе устраивались на административную работу в волостные и земские управления, где выполняли различную административно-хозяйственную работу. Дело заключалось и в том, что для получения звания указного муллы требовалось знание русского языка и владение навыками работы в различных областях.

Значительное внимание в медресе уделялось обучению основам народной медицины. Шакирды получали сведения о лечебных свойствах различных трав, обучались приготовлению лекарственных снадобий и способам лечения различных заболеваний.

При медресе имелась и своя спортивная школа. Абдулла-ишан большое внимание уделял физической подготовке юношей, устраивал среди своих шакирдов различного рода соревнования.

Довольно заметное место в Муллакаевском медресе занимала и психотерапевтическая подготовка: шакирдов обучали приемам психотерапии, навыкам прогнозирования и предсказывания. Говорят, что сам Абдулла-ишан обладал даром предвидения и стремился обучить этому и своих воспитанников. Среди тех, кто учился у Абдуллы-ишана искусству врачевания, можно назвать Мужавира Сиражетдинова из деревни Манхыр, Хуснетдина-хазрата из Кусеево, Шамгула-хазрата из Мраково, которые считались наиболее сильными из врачевателей.

Абдулла-ишан был и одним из тех, кто много размышлял о судьбах своего народа. Заки Валиди говорит о нем, как о мудром религиозном деятеле, выражавшем прогрессивные идеи. Например, открыто выражал несогласие с мнением татар­ского ученого Шихабетдина Маржани (Шихаб-хазрат), который в своей книге «Мустафад аль-ахбар» позволил себе унизительные высказывания о башкирах и казахах. Известными стали и многие из учеников Абдуллы-хазрата, прославившись  ученостью, прогрессивными взглядами.

Под влиянием тех идей, методов и приемов работы, которые практиковались в Муллакаевском медресе, многие учебные заведения в округе стали переходить на принципы светского образования.

Наряду с образовательными задачами Абдулла-ишан много занимался и культурно-просветительскими проблемами. Его задача — вести народ к новой жизни, развивать национальное самосознание, приобщать к лучшим образцам культуры. Значительное место было уделено и преподаванию на башкирском языке. Стремясь приобщить народ к лучшим образцам классической и современной восточной литературы, Абдулла-ишан на собственные деньги открыл в Муллакаево библиотеку и поддерживал тесные связи с книгоиздателями Оренбурга и Средней Азии.

С установлением советской власти медресе было закрыто, а члены семьи ишана высланы. Впрочем, очаги просветительства в то время уничтожались по всей стране.

Муллакаевское медресе было одним из передовых учебных заведений своего времени. И можно смело считать, что это медресе играло не менее важную роль, чем такие знаменитые учебные заведения, как «Галия» и «Расулия».