У них Рождество, а у нас Ашура

Христиане в минувшую полночь отметили Рождество Христово, а у мусульман завтра 10-й день месяца Мухаррам — празднование Дня Ашура.

О дне Ашура:

В 2009 году 10 мухаррам приходится на 26 декабря, как раз на следующий день после католического праздника (у православной церкви — 7 января) — Рождества Христова. Согласно Корану, на день Ашура приходятся переселение Адама в Рай и принятие от него покаяния после прегрешения. В этот памятный день, в разные исторические эпохи, Аллах являл десять благ десяти пророкам (корабль Нуха причалил к горе Джуди после Потопа, родился пророк Ибрахим, вознеслись на небо пророки Иса и Идрис, пророк Ибрахим спасся от огня язычников, Муса, и его последователи спаслись от преследования фараона, пророк Юнус вышел из чрева рыбы, произошло исцеление от болезней от пророка Аюба, пророк Якуб встретился с сыном, Сулейман стал царем, Юсуф вышел из тюрьмы. и т.д.). 

Как отметиь День Ашура?

Ашура отмечается соблюдением 2-х или 3-дневного поста (9-10-го, 10-11-го или 9-11-го числа месяца Мухаррам). Кто совершит полное омовение (гусль) в День Ашура, тот, ин ша Аллах, будет защищен от страдания и от многих болезней. Если кто посетит больного в День Ашура, то это равно, как, если бы он посетил всех детей Адама (т.е. все человечество – прим. переводчика). Тот человек, который в День Ашура даст напиться кому-либо, страдающему от жажды, то за это он получит вознаграждение, как, если бы этот человек никогда не ослушивался Аллаха. Кто проведет ночь, предшествующую Дню Ашура в поклонении (ибадате), а утро Дня Ашуры встретит в состоянии поста (уразы), тот будет сохранен от ужаса предсмертной агонии, инша Аллах. Кто будет щедр с людьми, находящимися в материальной зависимости (семья и т.д.) от него, то, инша Аллах, Всевышний проявит Свою щедрость к такому человеку в течение целого года. В этот день принято готовить специальное сладкое блюдо из злаков, сушеного винограда и орехов, напоминающее кутью (каша , сваренная из целых зёрен пшеницы, политая мёдом или сахаром, иногда с добавлением изюма, орехов, молока и варенья) также называемого Аsure.

Хадисы:

  1. Ибн Аббас передает: «Я не знаю день, который Пророк Мухаммад считал более значительным для поста, чем день Ашура.»

  2. Аиша передала: «День Ашура был днем поста для арабов еще до начала пророческой миссии Пророка Мухаммада. Когда Пророк прибыл в Медину, он сам постился в этот день и приказал другим постится. После становления месяца Рамадана месяцем обязательного поста, Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал людям: «Кто желает, тот может поститься в Ашура, а кто хочет, тот может не поститься».

  3. Алькама передал: «Аль-Аш‘ас ибн Кайс зашел однажды к Абдулле в день Ашура. Увидев, что тот кушает, он воскликнул: «Сегодня же Ашура!?» ‘Абдулла ответил: «В этот день постились до утверждения обязательного поста в месяц Рамадан. Если ты не постишься, то присоединяйся к трапезе».

  4. От Ибн Умара передается: «До пророческой миссии Мухаммада арабы постились в день Ашура. Пророк постился этот день вместе со сподвижниками до становления месяца Рамадан месяцем обязательного поста. Когда это произошло, Посланник Божий сказал: «Воистину, Ашура является одним из дней Аллаха. Кто пожелает, тот может поститься в этот день». Ибн Умар постился в этот день только тогда, когда это совпадало с днями его дополнительных постов.

  5. Абу Муса аль-Аш‘ари: «Иудеи возвеличивали и почитали день Ашура. Пророк сказал: «Поститесь в этот день, о, мусульмане».

  6. Му‘авия ибн Абу Суфьян: «Я слышал, как Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Воистину, этот день – Ашура, поститься в этот день не обязательно (не фарз). Я соблюдаю пост. Вы же поступайте по желанию».

Примечание:

Что касается траура у мусульман-шиитов, то это результат исторического совпадения гибели Хусейна, внука Пророка Мухаммада, и дня Ашура. Убит он был именно в 10 день месяца Мухаррам. Сторонники Хусейна сделали этот день траурным, выдумав в оправдание своего новшества некоторое количество хадисов. Те же, кто способствовал гибели внука Пророка, сделали этот день праздником, также внедрив в обиход выдуманные хадисы, оправдывающие якобы каноническую обоснованность этого. Шиитские церемонии с самоистязанием, оправдываемые трауром по имаму Хусейну, не имеют отношения к истинному поклонению в этот знаменательный день.