Тарихи-мечеть в Бураево
В Бураево полным ходом идет строительство «исторической» мечети
Во время одной из поездок по городам и районам республики наша религиозно-просветительская бригада из преподавателей медресе им. М. Султановой и сотрудников редакции газеты «Рисалят» встретилась в селе Бураево с прихожанами мечети районного центра. После выступления директора медресе Ильдара Малахова и лекции шейха Аль-Араби, прибывшего в Уфу по направлению администрации Международного исламского университета Аль-Азхар (Каир), мы побеседовали с имам-хатыбом Рифатом Зариповым и узнали историю мусульманской религиозной общины Бураево. Как сообщил Рифат хазрат, в селе численностью 10,5 тыс. человек сейчас действует 2 мечети: Белая мечеть и Красная мечеть. Кроме того, по его словам, на одной из центральных улиц Бураево идет строительство и реставрация Тарихи- мечети (Историческая мечеть), занесенной в реестр памятников культуры начала ХХ века.
Рифат хазрат рассказал историю строительства этого уникального памятника архитектуры, которую мы решили пересказать с его слов нашим читателям.
Оказывается, до революции только в одном Бураево было 6 мечетей и 3 медресе.
Известный в округе меценат, купец первой гильдии Шарафутдин Хамитов задумал воздвигнуть новую каменную мечеть небывалой красоты и величия. Шарафи — бай, как тут все его называли, пользовался у местного населения большим уважением. Он был известным человеком, вел торговлю с соседними губерниями, возил шкуры в Казань и даже ездил за товаром в Турцию. Рассказывали, что Хамитов был богатым и одновременно щедрым человеком. Когда он возвращался из дальних стран, то от его магазина до склада выстраивалась длинная в несколько десятков метров очередь в ожидании подарков, которые Шарафи –бай любил раздавать своим землякам по приезде домой. Аллах давал ему богатство, но и он не забывал о людях, щедро раздавал саадака: хоть деревянный гребешок в подарок да получали старики и дети из рук деревенского купца.
В 1914 году началось сооружение мечети. Односельчане активно подключились к строительству, таскали песок и кирпичи, собирали по дворам и подвозили повозками яйца для раствора. Мечеть поднимали быстро, как говорится всем миром, и, наверное, скоро достроили бы , если бы не революция, а потом гражданская война.
В 1918 году Шарафутдин Хамитов вынужден был эмигрировать вместе с семьей в Китай. В России настали смутные времена. После его отъезда мечеть так и осталась недостроенной. По воспоминаниям одного из местных сторожил, ныне уже покойного Мухаметхан -бабая Шайнурова, в 20-х годах он пятилетним мальчишкой видел недостроенную мечеть, ходил мимо нее вместе с отцом на гаит-намазы в находящуюся поблизости деревянную мечеть, играл там с друзьями в прятки.
Хамитовская мечеть представляла из себя прямоугольное сооружение 10 на 20 метров с толстыми стенами шириной 70см из полнотелого красного кирпича. Внизу находился цокольный этаж с небольшими окнами по периметру. Четырехметровые стены первого этажа украшали каменные узоры и многочисленные окна 2 метра в высоту и 1 метр в ширину. К сожалению, макет мечети не сохранился, но, по предположению реставраторов, Хамитов не собирался ограничиваться одним этажом, и стены мечети могли быть значительно выше.
До начала 30-х годов к мечети никто так и не прикоснулся. Тем более, что настали времена, когда повсюду рушили храмы, срывали минареты. А покрыть крышей и использовать в хозяйственных нуждах мечеть, богобоязненные люди так и нет решились.
До войны сооружение использовали под амбар, затем устроили библиотеку, потом клуб. В 70 –е здание решили обновить: сделали пристрой, веранду, сбили со стен узоры, замуровали окна и открыли там кинотеатр. Молодое поколение уже и не знало, какой уникальный памятник архитектуры находится под уродливо намазанной штукатуркой. Даже были предложения использовать старые стены под бассейн. Но ограничились тем, что открыли там спортивный клуб, где молодежь собиралась по вечерам, чтобы качаться на тренажерах.
Однажды, несколько лет назад, руководство района приняло решение избавиться от обветшалого здания и продать его одному бизнесмену. По селу поползли слухи: здание готовят под снос. Старожилы и члены мусульманской общины стали обивать пороги районной администрации, пытаясь остановить руководство от греховного действа. Однако чиновники их не услышали, и в месяц Рамадан к историческому сооружению была стянута тяжелая техника: экскаваторы, подъемный кран, камазы. Это были выходные дни, перед храмом собрались люди, чтобы не отдать на поругание дело своих предков, защитить свою историю. Не обращая внимания на крики толпы, на глазах у детей и старых мусульман, одетых в чапаны, рабочие разрушили фасад исторической мечети. Когда затем под ударами тяжелой техники начали падать боковые стены, отчаявшиеся люди встали под экскаваторы. Акт вандализма был остановлен. Мечеть, хотя и с потерями, была спасена.
Повествование Рифат хазрата на этом закончилось. В конце беседы он отметил, что отбить у строителей Тарихи-мечеть было только половиной дела. Необходимо было официально придать ей статус культурного памятника. В этом бураевцам помогли в правительстве. Активное участие в судьбе исторического сооружения приняли Марс Хазырович Шагиев, Вячеслав Петрович Пятков. Рафик Белалов, председатель союза реставраторов Татарстана, воссоздал первоначальный вид Тарихи-мечети.
На обратном пути мы заехали в мечеть, где, несмотря на внезапно ударившие морозы, полным ходом шло строительство. Под строительными лесами уже угадывался силуэт будущей красавицы-мечети, по которой, то там, то тут просматривались уцелевшие части дореволюционной мечети. Они как напоминание нам о тех, кто столетие назад заложил храм для своих потомков, чтобы из поколения в поколение люди несли веру, отдавая дань Всевышнему.