Старость — не радость
Разум — одно из величайших благ, дарованных Аллахом Всевышним человеку, с тем, чтобы он мог различать между добром и злом, праведным и неправедным. Аллах Всевышний сделал разум основным стержнем, при наличии которого на человека налагаются все религиозные обязанности. В случае потери разума обязанности отменяются. Имам аль-Бухари в своем сборнике хадисов выделил целую главу о том, что не побиваются камнями ни умалишенный, ни умалишенная. Али бен Абу Талиб говорил Умару бен аль-Хаттабу: «Разве ты не знаешь, что калам не записывает за умалишенным, пока не уразумеет; за малолетним, пока не начнет осознавать; за спящим, пока не проснется». Аз-Заркаши в сочинении «аль-Бахр аль-Мухит» пишет: «Четвертое условие (наложения религиозных обязанностей) – разум. Умалишенному, согласно единодушному мнению ученых, религиозные обязанности не вменяются и это невозможно, потому что он не разумеет и не различает между повелением и запретом».
В комментариях к «Сунан Абу Дауда» говорится, что старческое слабоумие, которым страдают некоторые люди преклонного возраста, освобождает человека от религиозных предписаний. Когда человек теряет разум вследствие болезни или старости, он освобождается от религиозных предписаний. Аллах Всевышний, забирая дарованное им благо, отменяет вмененное им в обязанность. Потеря разума происходит по промыслу Аллаха, в Священном Коране сказано: «…среди вас есть тот, кто возвращается к жалчайшей жизни, чтобы не знать после знания ничего». (аль-Хаджж, 5) «А кому Мы даем долголетие, того искривляем в его сложении. Разве ж они не уразумеют?» (Ясин, 68).
Вместе с тем потеря рассудка имеет свои нормы и правила шариата. Религиозные обязанности делятся на две группы. Первая — это обязанности верующего перед Всевышним, которые снимаются с потерей рассудка, такие как намаз, пост в рамазан. Нет греха на страдающем старческим слабоумием, если он не читает намаз, не соблюдает пост и не выплачивает фидью (откупительное пожертвование). Что касается финансовых обязательств, то они продолжают действовать.
В кувейтской энциклопедии фикха говорится, что потеря рассудка снимает религиозные обязательства верующего перед Аллахом, умалишенный не подвержен спросу и наказанию в связи с невыполнением ритуалов поклонения Аллаху Всевышнему, так как он не понимает причину вменения ему религиозных обязанностей. Что касается обязательств перед верующими, то они не снимаются, потому что они вменены в обязанность не самому умалишенному, а его опекуну. Если умалишенный совершит проступок в отношении других людей, то подвергается не телесному, но имущественному наказанию. К примеру, если умалишенный повредит чье-либо имущество, опекун должен компенсировать ущерб из его имущества. Если умалишенный нанесет кому-либо физическое увечье, или лишит кого-либо жизни, то к нему не применяется кысас (возмездие око за око, зуб за зуб), но опекун выплачивает виру из его имущества.
В случаях, когда слабоумие чередуется с прояснениями разума, то во время прояснений человеку предписывается совершение намаза и соблюдение поста. Выплата закята с имущества страдающего слабоумием не отменяется. По прошествии года в случае достижения нисаба, опекун обязан выплатить закят с имущества умалишенного, потому что закят связан с имуществом, а не с личностью. Поэтому закят выплачивается с имущества малолетнего и умалишенного. Такого мнения придерживаются ученые маликитского, шафиитского и ханбалитского мазхабов. Ханафитские ученые придерживаются иного мнения, в частности они, снимают обязательную выплату закята с умалишенного, но считают обязательным выплату ушра (десятины) с урожая.
Что касается хаджа, то здесь следует рассматривать две ситуации. Известно, что хадж становится обязательным при наличии определенных условий, то есть при наличии финансовых и физических возможностей. Если эти возможности наступили до того, как человек потерял рассудок, то опекун должен либо сам совершить хадж вместо него, либо нанять кого-либо для совершения хаджа из его имущества. Это мнение ханафитских и ханбалитских факихов, так как они считают условием вменения в обязанность религиозных предписаний разум. Шафиитские и маликитские факихи, а также некоторые ханафитские ученые считают, что условием вменения в обязанность религиозных предписаний является ислам.
По единодушному мнению факихов, торговые сделки, акты дарения, пожертвования, создание вакфов умалишенными считаются недействительными. Также не принимаются в расчет все действия умалишенного, связанные с бракоразводными процессами и выдачей замуж дочерей.