Символике «халяль» доверяют как знаку качества продукции
Халяль на упаковке станет пропуском на рынок. Об этом на днях договорились представители государственной власти, производители и духовенство республики.
— Развитие индустрии, основанной на переработке натуральной, экологически чистой продукции, стало задачей государственного уровня, — поделился своим мнением с корреспондентом «РБГ» председатель Совета по делам религий при правительстве Башкирии Вячеслав Пятков. — Если вначале ее решали в основном духовное управление мусульман республики и отдельные предприниматели, то сегодня мысль о необходимости оздоровить общество и обезопасить его от некачественной продукции, а также о соблюдении каноники исламского вероисповедания звучит уже и на самом высоком правительственном уровне.
Халяльные продукты могут быть предназначены не только для мусульман, но и для людей других вероисповеданий и даже убежденных атеистов. Анализ рынка соседнего Татарстана, где индустрия дозволенного развивается в течение нескольких лет, показал, что до 80 процентов потребителей этой продукции — люди не мусульманского вероисповедания.
— Изначально ориентироваться только на правоверных — это значит обрекать себя на неудачу, — уверен руководитель комитета по стандарту «халяль» Ильшат Гизатуллин.
Потребность в халяльной продукции высока во всем мире. По словам заместителя председателя Духовного управления мусульман Башкирии (ДУМ РБ) Аюпа-хазрата Бибарсова, во время хаджа арабские страны не успевают восполнить рынок Саудовской Аравии, из-за чего продукты туда приходится доставлять даже из Голландии. В целом оборот рынка халяльной продукции в мире достигает 600 миллиардов долларов, а ежегодный прирост — 7-15 процентов.
— Это благоприятная ниша для республиканских товаропроизводителей, если они не займут ее — займут другие, — высказал свою позицию глава ДУМ РБ Нурмухамет-хазрат Нигматуллин.
Символике «халяль» доверяют как некоему знаку качества продукции, это синоним экологически чистой, безвредной пищи, считает начальник отдела развития продовольственных рынков Минсельхоза РБ Валерий Белов. И в этом есть доля истины. Существуют правила, по которым птице за три дня, а корове — за 40 дней до забоя нельзя давать неразрешенный корм. Перед самим забоем читается определенная молитва. Все оборудование, на котором производится переработка, должным образом обработано, промыто. Когда эти условия соблюдены, сомнения в качестве отпадают. При этом соседство халяльного и нехаляльного не допускается на всех стадиях производства, вплоть до товарного соседства на прилавке. По этой причине несколько лет назад известная в Башкортостане птицефабрика перешла на выпуск исключительно халяльной продукции. И не прогадала. По ее следам пошли и коллеги-птицеводы из Тюмени.
Переход на выпуск продукции «халяль», кстати, попутно решает и кадровый вопрос. Забойщиками или резчиками на предприятиях мясопереработки могут быть только правоверные мусульмане, не имеющие вредных привычек, дисциплинированные. Как показывает практика, они становятся опорой руководителя и ядром коллектива.
Издержки невелики — производители халяльной продукции только обязаны пройти дополнительную сертификацию. Приобретение права использовать знак «халяль» на упаковке влечет удорожание продукта на 0,01 процента.
И тем не менее остается целый ряд вопросов, на которые пока нет ответа. Например, допустимо ли в колбасных изделиях, маркированных знаком «халяль», присутствие даже малой доли генно-модифицированных добавок — сои, крахмала. По действующим правилам, производитель обязан указывать их наличие, если их содержание составляет 0,9 процента. А если меньше? То же самое касается вкусовых добавок, пряностей, которые поступают из Европы, и отследить их путь с самого начала пока не представляется возможным.
Больше всего повезло производителям натурального башкирского меда — традиционного для региона продукта. Мед, как гласят народные предания, сам по себе продукт божественный, недаром в Священном Коране есть даже сура «Пчелы».
«Российская Бизнес-газета»