Полезные элективы

В течение 10 лет в Башкирском государственном медицинском университете проводится элективный курс «Религиозная этика», направленный на развитие  не только кругозора студентов, но и  формирование духовной культуры и мировоззренческой ориентации молодежи. Занятия по курсу ведут преподаватели Российского исламского университета Центрального духовного управления мусульман России. Как сообщил ведущий преподаватель курсов Айрат Ялалтдинов, слушатели лекций – представители разных национальностей. Поэтому одной из задач элективного курса является ознакомление с культурой соседних народов, которые живут рядом. Кроме того, по его словам, в нашей многонациональной республике создается немало межконфессиональных браков, что зачастую в результате религиозного невежества ведет к непониманию между супругами и осложняет жизнь детям.

— Элективный курс посещают студенты 1-2 курсов всех факультетов медуниверситета по желанию, — рассказал Айрат Данилович. – За время учебы на элективах были обсуждены такие темы, как «Порядок нравственных ценностей в Исламе», «Грех, виды грехов», «Этика семейных отношений», «Любовь человеческая, любовь божественная», «Идеал нравственности», «Нетрадиционные течения в Исламе», «Ислам и современность», «Религия, государство и общество». На занятиях студенты имеют возможность понять нравственные основы поведения религиозного человека; узнать об образе жизни верующих, поговорить о проблемах  современного общества; узнать о связи медицины и науки с религией, о влиянии религии на формирование культуры народов России. Очень важно, что данный курс позволяет сочетать нравственное воспитание молодежи с ее   религиозным просвещением.

После завершения программы элективного курса проводится анонимное анкетирование студентов.

Для анализа было взято 175 отзывов за два последних года. Студентам было предложено ответить на ряд вопросов, которые выявляли степень влияния курса на мировоззрение слушателей.

К концу курса большая часть определяет себя как мусульмане,  как они пишут в отзывах, «к своему удивлению», хотя  фактически мусульманами не являются, так как не знают и не соблюдают требований данной религии.

Практически все студенты отмечают, что данный курс повлиял на их мировоззрение либо поведение, но степень влияния и глубина воздействия различна. Можно перечислить наиболее встречающиеся высказывания: «пересмотрел свои взгляды на жизнь и смерть», «задумался о жизни и отношениях с окружающими», «очень удивился, узнав, что все люди грешны». Перемены произошли даже в отношении поведения: «стал иначе относиться к людям, особенно к родителям, товарищам, взрослым»,  «стараюсь отказаться от дурных привычек» и т.д.

Подводя итоги десятилетнего опыта работы элективных курсов по религиозной этике, — заключил Айрат хазрат, — можно с уверенностью сказать, что религиозное образование является одним из факторов формирования нравственности, который помогает молодежи осмыслить моральные нормы и сформировать собственное мировоззрение и поведение по отношению к себе и окружающему миру.