О заглазном осуждении (гыйбат)
Определение. Гыйбат или гыба или гайбат это «говорить о третьем лице в его отсутствие нелицеприятные вещи, осуждать за глаза, охаивать». Это слово одного корня со словом «гайб – неизведанное, скрытое». Однако следует понимать, что гыйбат не останется скрытым от Аллаха и пишущих деяния ангелов. Следует отметить, гыйбат это как раз обсуждение и осуждение нелицеприятных, но имеющих место быть вещей глаза. Потому что возведение напраслины будет уже не гыйбат, бухтан или ифтира, то есть клевета, что является еще более тяжким грехом. По этому поводу есть такой хадис: Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: «Известно ли вам, что такое заглазное осуждение(гыйба)?» Люди сказали: «Аллах и посланник Его знают (об этом) лучше». (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «(Это когда) упоминаешь ты о брате твоём так, что это не понравилось бы ему». (Его) спросили: «Скажи, а если присуще брату моему то, о чем я скажу?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Если ему присуще то, о чём ты скажешь, значит, ты злословишь о нем, а если он не таков, значит, ты возведёшь на него напраслину (клевещешь на него». (Муслим) В свою очередь сплетни и пересуды это тоже не гыйба, это называется по-другому: «намима». На эту этот счет есть просто убийственный хадис, имеющий место быть в достоверных сборниках Бухари и Муслима: «Наммам (сплетник) не войдет в рай». Однако в этой статье речь будет идти все же о заглазном осуждении (гыйбат).
Гыйбат в отдельно взятом аяте.
В 12 аяте суры Худжурат (Комнаты) говорится: «Э йухиббу ахадукум ан йа`куля лахма ахихи майтан — Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата» (сура Худжурат, 49/12). В одном из тафсиров этот аят разбирается следующим образом:
«В этом аяте содержится шестиступенчатый запрет на гыйбат. Если учесть, что этот аят обращен к тем, кто злословит за глаза, то смысл аята будет таким:
Как известно хамза в начале предложения ознаменует вопрос (разве, неужели и т.п.), который ставится перед каждым словом этого аята. Таким образом:
Первая ступень: при помощи хамзы (так как вопросы задаются разумным, и разум же является тем инструментом, при помощи которого на вопросы отвечают) Аллах вопрошает: что с вами? Неужели вы лишены разума, при помощи которого формируют вопросы и получаются ответы, что совершаете такое дурное деяние?
Вторая ступень: при помощи глагола «йухиббу» (дословно «любит; нравится») как бы восклицает: что с вашим сердце? Неужели оно настолько испорчено, что вам совершать настолько мерзкое деяние?
Третья ступень: при помощи фразы «ахадукум – один из вас, кто-то из вас» спрашивает: что с вашей социальной и общественной жизнью? Как вы можете совершать то, что подрывает устои общественной жизни?
Четвертая ступень: фразой «ан йа`куля лахма – поедать мясо» укоряет: что с вашей человечностью? Почему вы пожираете себе подобного?
Пятая ступень: фразой «ахихи – своего брата» порицает: где ваша братская любовь и родственные отношения? Почему вы покушаетесь на личность вашего брата? Да и что с вашим сознанием, как можно кусать самого себя?
Шестая ступень: словом «майтан попрекает: неужели ваша совесть совсем отмерла? Неужели ваше естество настолько мутировано, что вы позволяете себе есть мертвечину дорогого вам брата?
Выходит этот аят каждой своей фразой порицает гыйбат: и с точки зрения разума, и с точки зрения чувств, и с точки зрения человечности, и с точки зрения совести, и с точки зрения человеческого естества, и с общественной точки зрения. И этот короткий аят лаконично и четко шестикратно удерживает нас совершения этого отвратного действия».
«Пусть это не станет гыйбатом, но…» Знакомая фраза, не правда ли? Обычно она является преддверием самого что ни есть натурального гайбата. Эдакий гайбат с камуфляжем, но как мы знаем, камуфляж сути дела не меняет. Кто-то может возразить: «Как же тогда обсуждать вопросы, решение которых несет в себе пользу для мусульман? Неужели вообще ничего нельзя обсуждать: ни ситуаций, ни проблем?» На самом деле обсуждать можно, а иной раз и нужно. Однако, как и в любом деле нужно знать как, что и сколько можно, а чего уже нельзя. Ученые склоняются к мнению, что обсуждение собственно самих ситуаций и вопросов, не является предосудительным. Другими словами, если, скажем, между личностью А и личностью Б произошел конфликт, то личность В может привести эту ситуацию в качестве примера или в назидание другим, но с условием, что личности А и Б не будут раскрыты ни прямо, ни при помощи прозрачных намеков. В данном случае обсуждаются уже не личности А и Б, а, собственно, сама ситуация. На примере сунны пророка (мир ему и благословение) мы видим, что видя неправильные поступки или узнавая о них от других, он, обычно, не вызывал на ковер и не устраивал взбучку. Вместо этого он собирал всех сподвижников и говорил: «Некоторые из вас делают так-то и так-то. Это неправильно. Не следует так делать». Таким образом те, кто был виновником, понимали и исправлялись, а все остальные узнавали, что так-то и так-то делать нельзя. Как на удивление все просто и эффективно. Однако мы, по какой-то таинственной причине, почему-то так не делаем. Следует отметить, что даже в обсуждении ситуации должна быть какая-то польза, а не просто предмет для болтовни. Ведь пустые разговоры уже являются предосудительными. Теперь подойдем к вопросу с другой стороны: если в той же конфликтной ситуации между А и Б мы подойдем к вопросу с точки зрения: ах как нехорошо А поступил с Б (или наоборот), А вечно так поступает, да и вообще А нехороший человек; то вся «правда-матка» нам зачтется как гыйбат, а вся неправда и пересуды, в качестве клеветы и сплетен. Не очень радужная перспектива, не правда ли? А если учесть, что придется решать вопрос либо в этом мире, спрашивая прощение, или же в ином, а здесь нам это, скорее всего, выйдет боком. Нам ведь такое счастье не надо?
Ученые оговаривают еще несколько ситуаций, при которых гыйбат будет считаться дозволенным либо – это зависит уже от трактовки вопроса – гыйбат собственно не будет являться гыйбатом:
Во-первых, ситуация, когда мы обращаемся к обладающему властью и полномочиями лицу с тем, чтобы он разрешил проблему.
Во-вторых, скажем, кто-то, советуясь с нами в делах, делиться с нами и говорит, что хочет вести дела с тем-то и тем-то. Однако мы знаем, что он в этом случае, скорее всего «прогорит». О чем и говорим ему. Конечно, при этом мы должны исходить с позиции несении пользы или, как в данном случае, удержание от нанесения вреда. Само собой разумеется, что мы в любом случае не должны исходить из чувства неприязни, вредности или извлечения материальной пользы для себя.
В-третьих, когда описание нелицеприятных особенностей, в частности, физических недостатков, служит для опознавания, а не для издевательства и насмешек. К примеру, имеется три личности с одинаковым именем А. И вот, в разговоре с кем-то мы говорим: «На днях встречался с А…», нас переспрашивают: «А который А?», на что мы, к примеру, отвечаем: «Ну тот А, лысый с бородой».
И, наконец, в-четвертых, когда мы называем по имени некого грешника, который не скрывает своей греховности, а даже хвалиться, являя дурной пример другим.
Вот четыре пункта где, по мнению некоторых ученых, гыйбат возможен, но с условием, что это делается не из личной неприязни, а для восстановления истины и для несения пользы. Не следует забывать, что совершение гыйбата является таким же убным для наших благодеяний, как и остальные виды посягательства на чужое: будь то имущество, жизнь, здоровье или что бы то ни было. Как рассказывается в хадисе, в Судный День к такому человеку выстроятся люди и для восстановления справедливости этому человеку придется сначала отдать весь саваб, а потом взвалить на себя их грехи. Конечно, эти люди смогут взять лишь причитающееся им, но если вспомнить, как часто мы нарушаем права других и, обычно, при помощи заглазного осуждения, то стоит серьезного призадуматься. Ведь наш саваб нам самим ой как еще пригодится!
Гыйбат в хадисах. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, раб (Аллаха может) произнести слова, угодные Аллаху Всевышнему, чему сам он не придаст никакого значения, но за что Аллах возвысит его на (много) ступеней. И, поистине, раб (Аллаха может) произнести (такие) слова, которые вызовут гнев Аллаха Всевышнего, чему сам (сказавший их) не придаст никакого значения, но из-за чего он будет ввергнут в Ад». (Бухари) Из хадиса видно, как важно быть осторожным в своих высказываниях. Конечно, кто-то может усомниться в том, а не слишком ли сильно подобное наказание? На что можно ответить следующим образом: во-первых, это передается в достоверном хадисе, а для того, чтобы усомниться в достоверном хадисе, нужны очень и очень веские доводы. Помимо того, хадис достаточно недвусмысленный и не дает возможности истолковывать иначе, чем написано в оригинале. Во-вторых, мне самому не однократно доводилось слышать в мечети, от имамов и даже с минбара высказывания, к которых даже при очень толерантном подходе можно сказать только две вещи: а) человек совершенно не понимает, что говорит; 2) ересь. Хотя кому как не имаму вещающему с минбара мечети в пятничный день следует думать, прежде чем говорить и осознавать меру ответственности за свои слова. Вот так, наверное, и получается, что человек сказал что-то, чему не придал никакого значения, но вызвал при этом гнев Всевышнего и был наказан.
Передают со слов Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, что, произнося проповедь в день жертвоприношения в Мине во время прощального паломничества, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, ваша жизнь, ваше имущество и ваша честь (должны быть) для вас столь же священными, сколь священным является этот ваш день, в этом вашем месяце, в этой вашей стране! Довёл ли я (это до вас)?» (Бухари; Муслим)
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Для каждого мусульманина неприкосновенными (должны) быть жизнь, честь и имущество (другого) мусульманина». (Муслим) А вот эти хадисы похоже совсем не ведомы сегодняшним мусульманам, хотя один из них в числе самых поздних хадисов, ведь пророк (мир ему и благословение) сообщает об этом во время последнего хаджа. Почему я так говорю? Потому что сегодняшним мусульманам ничего не стоит перемыть косточки брату; с кем-то поругаться, отругать в пух и прах, оскорбить… все это сегодня в порядке вещей. Хотя в хадисе сказано: «и жизнь, и имущество, и честь друг друга так же неприкосновенны, как неприкосновенны и священны священные земли в дни паломничества». Так говорится в хадисе, а исходим ли мы из этого хадиса? Наши деяния красноречивее любых наших слов.
А вот, что говорится о наказании, которое ждет тех, кто злословит: передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Когда я был вознесён на небо, то прошёл мимо людей с медными когтями, которыми они царапали себе лица и грудь, и я спросил: «Кто они, о Джибриль?» Он сказал: «Это — поедающие мясо людей и бесчестящие их». (Абу Дауд)
О соучастии. Говоря о таком явлении, гыйбат хочется отметить следующую деталь: не только самому осуждать кого-то за глаза является грехом. Грехом является также соучастие, даже молчаливое. Другими словами, если в нашем присутствии совершается гыйбат и мы молча соглашаемся с этим, то значит мы соучаствуем, а соучастие в грехе делает человека грешным. Говоря иначе нам тоже будет записана доля от греха и в Судный День нам тоже придется иметь с этим дело. Как же следует поступать? В одном из хадисов сказано: Передают со слов Абу-д-Дарды, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Лицо того, кто защитит честь своего брата, Аллах защитит от Огня в День воскресения» (Тирмизи)
Да защитит нас Аллах от такого недостойного деяния, как поедание мертвечины наших братьев! Да вразумит нас! Да сделает нас достойными последователями нашего пророка Мухаммеда (мир ему и благословение)! Амин.
Ахмад Исхаков