О БЛАГОНРАВИИ
Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного
Благонравие и благовоспитанность современной уммы
Благонравие и благовоспитанность – это именно то, чего более всего остального не достает нам, современным мусульманам в этом странном, полном смут и беспорядка, мире. Причем тем мусульманам, которые бьют себя в грудь, утверждая, что именно они являются истинными и чистыми последователями Милости для Миров, умения правильно себя вести, почему-то не хватает больше всех – как бы странно это не звучало! Так давайте же освежим в нашей памяти пример того, как вел себя Венец рода человеческого и его славные последователи.
Адаб пророка – это бездонный океан
Прежде чем перейти к вопросу адаба нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха), признаюсь, что эту тему едва ли можно раскрыть даже в толстенном фолианте, не то, что в рамках одной газетной статьи! Есть целые тома книг, посвященных данному вопросу. В свою очередь я могу лишь дать некую пищу для размышления для тех, кто не осведомлен, и напомнить тем, кто знает. Усердие от нас, успех от Аллаха.
Благонравие тем ценнее, чем тяжелее условия
Умение правильно себя вести и сохранять присутствие духа тем ценнее, чем сложнее и тяжелее ситуация, с которой человек сталкивается. Не трудно быть добрым и приветливым, когда все вокруг тебя проявляются любовь и уважение. И совсем не просто сохранять адекватное поведение, сталкиваясь с агрессией, грубостью и бестактностью окружающих. Что же тогда говорить о какой-то реально кризисной ситуации? Тогда как посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) оставался мягким и тактичным, попадая в такие переделки, где не сорвался бы самый сдержанный и мудрый человек.
Давайте вспомним битву при Ухуд. Как все помнят, перед этим знаменательным сражением посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) видит сон, в котором он видит зарезанных коров и как от его сабли отламывается кусочек. Смысл увиденного не оставил сомнений: столько-то его сподвижников падут в бою и, более того, он сам потеряет в бою кого-то из своей семьи, и, кроме всего прочего, он предвидит разлад среди союзников, как результат неудачного решения.
В общем, посланник Аллаха видит так, что не следует выходить за пределы города, нужно остаться и занять оборону. Вначале наш пророк даже настаивает на том, что нельзя выходить и сражаться на открытой местности. Однако сподвижники горели желанием послужить верой и правдой делу Аллаха, и их искреннее рвение помешало им уловить тот факт, что пророк видит ситуацию лучше, а подчинение посланнику Аллаха превыше любых желаний и устремлений. В общем молодая и необстрелянная часть сподвижников просила и умоляла пророка позволить им выйти и бить врага в чистом поле. И здесь мы вновь сталкиваемся с удивительной деликатностью и тактичностью пророка: он не идет наперекор преобладающему суждению, проявляя уважение к мнению своих сподвижников. Ведь это же совет, а значит, нужно уметь слушать, слышать, а если нужно, и принять чужое мнение. Ведь это им всем придется идти сражаться, рискуя жизнью. Кроме того, посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) мог бы настоять на своем, и его бы, конечно, послушали, но даже малейший внутренний протест мог их погубить, и пророк решил не ставить их под удар, ведь он был образчиком доброты и милосердия. Правда, через какое-то время сподвижники были готовы принять решение пророка, но решение было уже принято и не могло быть отменено. Как выразился сам посланник Аллаха: «Если пророк надел доспехи, то снять их он уже не может». Здесь я хочу обратить внимание уважаемого читателя на один крайне важный аспект: пророк советуется со своими соратниками. Как вы думаете, была ли нужда посланнику Аллаха, человеку, который напрямую получает верную информацию и по определению, защищенному от неверных решений, советоваться с обычными людьми? А зачем же он тогда это делал? Все довольно просто: чтобы научить принципу совета обычных людей, которые не получают прямую информацию от Господа и которые не защищены от неверных решений. Фактически посланник Аллаха своим личным примером подвигает нас использовать принцип коллективного разума, для принятия наиболее взвешенных и правильных решений и минимизации ошибок и промахов. Как выразился покойный Сейид Кутб: «Если бы пророк знал, что в этом бою падут все его воины, то он все равно бы на это пошел, ведь речь шла о претворении в жизнь одного из важнейших принципов принятия решений: совете».
В общем, посланник Аллаха склонился к мнению своих сподвижников, и было решено дать бой за пределами города у горы Ухуд. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сам расставил своих людей на позиции и дал соответствующие указания. Вначале все шло гладко: первая же атака – и мекканские идолопоклонники обратились в бегство. Однако часть сподвижников ослушалась пророка и оставила свои позиции. Это были лучники, которые должны были удерживать высоту, во что бы то ни стало, и которым сам пророк сказал: «Не оставляйте своих позиций что бы не случилось: даже если наши трупы будут клевать стервятники или если мы даже станем делить трофеи». Итог нам известен: 70 павших на поле боя и раненые, которыми были все без исключения, включая даже самого пророка. Некоторые участники сражения не оправились от полученных ранений до конца своих дней. Кроме того, был нанесен урон престижу Ислама и моральному духу воинов. Здесь хотелось бы сказать пару слов в оправдание лучников, оставивших позиции. Во-первых, это была все же не регулярная армия, а ополчение, и армейская дисциплина была все не на должном уровне. Не следует забывать и о том, что эти люди были больше знакомы с тактикой набегов, и им обычно не приходилось сражаться с врагом в открытую. Во-вторых, они восприняли распоряжение пророка (мир ему и благословение Аллаха) как инструкцию, действительную на время сражения, тогда как враг был сломлен (на тот момент), бежал и, следовательно, сражение закончилось.
Казалось бы: в такой ситуации любой даже самый мудрый и сдержанный лидер должен был просто взорваться от гнева и негодования. Однако наш пророк – это не просто лидер, это эталон совершенства характера и поведения. Всевышний ниспосылает аят: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (сура Али Имран, 3/159) Если уважаемый читатель обратил внимание, Аллах не говорит: «не будь грубым и жестокосердным», а говорит: «если бы ты был грубым и жестокосердным», и в этих словах есть скрытое одобрение Всевышнего к своему любимцу.
Вообще ученые делают целый ряд интересных извлечений из данного аята. Во-первых, самим ниспосланием данного аята Всевышний удерживает своего пророка от возможного эмоционального всплеска. Ведь именно ему было предначертано стать лучшим примером на все времена и, конечно, посланник Аллаха как всегда щепетильно отнесся к повелению Господа. Во-вторых, фраза «извини же их, попроси для них прощения» предполагает, что славным последователям последнего пророка тоже нужно быть на высоте и впредь воздерживаться от ошибочных действий и неверных шагов, так проси же для них прощения! В-третьих, во избежание гнетущего комплекса вины: «попроси для них прощения и советуйся с ними о делах», веди себя с ними так, словно ничего не случилось! Таким образом, в ситуации, когда любой другой рвал бы и метал, Всевышний наставляет своего пророка на путь прощения и милосердия, преграждая путь к возможной ошибке и ставя высокие нравственные рамки. И ведь посланник Аллаха держится в этих рамках!
Благовоспитанность пророка в повседневной жизни
Иной раз бывает и такое, что люди, что называется «держат удар», то бишь ведут себя стойко и мужественно в довольно критичных ситуациях, но досадные мелочи нередко выводят их из равновесия. Вот взять, к примеру, автолюбителей: часто ли удается сохранять хладнокровие и спокойствие, сталкиваясь с беспардонностью и откровенным хамством? Или же чаще получается как в том анекдоте: «Человек я мирный, интеллигентный, веселый и общительный. Имею два высших образования. Однако стоит только сесть за руль, как тотчас превращаюсь в злобное, агрессивное и мстительное нечто».
Теперь давайте посмотрим на пророка (мир ему и благословение Аллаха): вот подошел к нему грубый и неотесанный бедуин и, дернув за грудки, сказал: «О, Мухаммед! Дай мне из имущества Аллаха, ведь поистине, это не твое имущество и не имущество твоего отца!» Как говорят очевидцы, рывок был таким сильным, что грубые края одежды врезались в тело пророка и на шее остались следы. Сподвижники готовы были разорвать наглеца, но посланник Аллаха лишь сказал с грустной улыбкой: «Оставьте его и дайте ему то, что он просит». Казалось бы, неприятный инцидент, который, между тем, вывел бы многих нас из себя, но не посланника Аллаха!
А вот, что рассказывает Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах!), который долгое время прислуживал пророку: «Я служил пророку около десяти лет (мама отдала его в услужение пророку в возрасте десяти лет, то есть еще ребенком), и за все это время я ни разу не слышал, чтобы он сказал: «Зачем ты сделал то-то?» Или «Зачем ты не сделал того-то?» Как-то раз он отправил меня с поручением, а я вышел на улицу и заигрался с остальными детьми. Не знаю, сколько времени прошло, но вдруг кто-то схватил меня за ухо. Я обернулся и увидел пророка все с той же улыбкой на лице. Я сказал: «Бегу, бегу, о, посланник Аллаха!» и побежал выполнять его поручение. Хотя все мы прекрасно знаем и понимаем, как сложно сохранить деликатность и чувство такта во взаимоотношениях с самыми близкими нам людьми. Казалось бы, парадокс, чаще всего мы ведем себя резко и беспардонно именно с самыми близкими нам людьми. А вот мы видим тактичность и чуткость пророка даже в отношении своих слуг и работников.
Отношение сподвижников к пророку
Конечно, все это не означает, что наш пророк никогда не гневался. Напротив, когда шла речь о нарушении законов Всевышнего, он кипел от возмущения, и от гнева краснело лицо, сверкали глаза и вздувались вены. Вообще все качества нашего пророка были сбалансированы, и не было такого, чтобы какое-то одно качество приводило к крайностям в поведении и поступках. Он был мягок и милосерден, но это не приводило к вседозволенности и попустительству. Он был щедр, но не расточителен, был бережлив, но не скареден.
И, конечно же, сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) извлекли урок из столь совершенной модели для подражания. Благонравие соратников нашего пророка в первую очередь было обращено к Творцу и Хозяину миров. И вот мы видим, как сподвижники ревностно и рьяно совершают поклонение, выстаивая в ночи, держа пост, читая Коран, подобно тому, как это делал их Учитель. Во вторую очередь их благовоспитанность была обращена к самому пророку, и как тому не быть, ведь это именно он указал дорогу к спасению и вечной жизни. Из описаний мы узнаем, что ближайшие соратники пророка внимали ему в состоянии трепета и безмолвия. В его присутствии они сидели так, словно на их голове была птица, и они боялись ее спугнуть. Их уважение и почтение росло с каждым днем: чем больше они его узнавали, тем больше они его любили, и тем более трепетными к нему они становились. Зачастую они не осмеливались задать лишний вопрос и желали, чтобы появился какой-нибудь чужак и задал вопросы, а они получили бы возможность узнать то, что их интересует. Среди сподвижников было достаточно мало людей, которые могли спокойно и непринужденно разговаривать с пророком, и это не из-за гнета, а по причине глубокого уважения, почтения и трепета.
Посланник мекканцев при Худайбийи рассказывал своим соплеменникам: «Я бывал и во дворце персидского хосроя, и при дворе императора Византии, видел многих царей и правителей, среди которых были деспоты и тираны. Однако я нигде не видел такого искреннего уважения и почтения, с которым относятся к Мухаммеду его последователи. Когда он совершает омовение, льется вода, то ни одна капля не падает на землю. Его сторонники ловят эти капли на лету и втирают себе в лица и тела».
Часть этих людей были гениями дипломатии и военного дела, и при этом их преданность и благоговение по отношению к пророку была практически безмерной. Вот, к примеру, Амр ибн Ас (да будет доволен им Аллах!), уже находясь при смерти, с волнением и трепетом достал что-то и попросил положить это ему под язык. Когда у него спросили: «А что это?» Он ответил: «Это волос пророка и надеюсь, что если он будет у меня под языком, то мне будет легче произнести слова исповедания веры (шахаду) перед смертью».
А вот Халид ибн Валид (да будет доволен им Аллах!), когда в бою ему сбили шлем, на который была намотана чалма, и она покатилась в ряды врагов, он помчался за ней, буквально ничего и никого не видя. Когда у него спросили: «Что заставило тебя действовать так отчаянно и безрассудно?» Он ответил: «Внутри чалмы был волос пророка, и я не мог его потерять».
Когда он входил, сподвижники вставали, тогда как он не только не хотел этого, но и делал замечание: «Не вставайте подобно тому, как встают персы». Однако это было его естественное проявление скромности, а сахабы продолжали вставать, и это было их проявлением уважения. Скромность и смирение пророка были таковы, что он говорил сподвижникам: «Не предпочитайте меня Мусе (Моисею); не предпочитайте меня Нуху (Ною); не предпочитайте меня Йунусу ибн Мата (Ионе)…» Он был настолько почтителен и уважителен в адрес всех пророков. Это при том, что как он говорил: «Если бы Муса (Моисей) и Иса (Иисус) (мир им обоим!) были бы живы сейчас, то у них не было другого варианта, как стать моими последователями».
Трепетное отношение сподвижников к пророку – чрезмерность?
Кому-то такое изъявление почтения и уважения может казаться чрезмерным, и сейчас есть такие, кто критикует и осуждает подобный подход (проявление почтение к волосу пророка, его личным вещам, произнесения салаватов стоя и так далее). Однако даже в этом вопросе нам далеко до сподвижников пророка, а можно ли утверждать, что сами сподвижники проявляли чрезмерное усердие и, скажем так, перегибали палку? Однако в адрес сподвижников Всевышний говорит: «Я ими доволен» – и даже прямых аятов достаточно, не говоря уже о косвенных и не говоря уже о хадисах. Так можно ли говорить про людей, которыми Аллах был доволен, что они проявляли в этом вопросе чрезмерность? Если они не понимали единобожия – да убережет нас всех Аллах от таких крамольных мыслей – то тогда кто понимает?
О, Аллах! Пропитай наши сердца любовью к Тебе и Твоему пророку, дай нам проникнуться почтением, уважением и благоговейным трепетом к Тебе, и к Твоему любимцу. Аминь.
Ахмад Исхаков