«Буддизм – религия монотеизма»
В дни конференций, проводимых Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы и Российским исламским университетом им. Р. бин Фахретдина, приехало немало иностранных делегатов. Из общей массы гостей особо выделялись два человека, как выяснилось, приехавших из Индии.
Позвольте мне их представить.
Тупстан Чоспел – лама (религиозный наставник в буддизме-ламаизме), член фонда «Культурное наследие Гималаев».
Сонам Вангчок – доктор философии, президент фонда «Культурное наследие Гималаев».
«Общий язык» с ними помогла мне найти Лилия Хасанова, профессор БГПУ. Она представила мне иностранцев. Кроме того, Лилия Анасовна выполняла и роль их переводчика.
— Расскажите, откуда вы приехали к нам?
— Как Вы уже, наверное, поняли, мы приехали из Индии. На севере нашей страны лежат Гималайские горы. Мы как раз и представляем фонд «Культурное наследие Гималаев».
— Позвольте спросить, Гималаи и Тибет – это одно и то же?
— И да, и нет. Та часть Гималаев, что лежит в Китае, считается Тибетом. Индийская часть, в которой мы живем, – Ладакх. (Территория индийского штата Джамму и Кашмир. – прим. Т.Р.) Столица этого региона – город Лех. Эту область в основном населяют буддисты и мусульмане.
— И как складываются отношения между представителями двух конфессий?
— Еще относительно недавно, в 1990-х годах, были противоречия. Причем сталкивали нас внешние силы. Но сейчас все успокоилось, и мы живем в согласии. Ведь и религии наши призывают к миру.
— А как вы узнали про конференции, проходящие в Уфе?
— Лилия Хасанова ездила в Индию с научной деятельностью. Там она познакомилась с нами. Кроме того, она пригласила нас в Россию. И мы сразу поехали в Уфу.
— Каковы ваши впечатления об Уфе и России?
— В России мы еще ни разу не были. Столица Башкирии нас приятно удивила. Все здесь упорядочено, устроено. Инфраструктура, торговля – все у вас развито. Достопримечательностей у вас тоже много. Понравилась мечеть «Ляля Тюльпан». Но внутрь заходить мы не стали. Мы все в основном наблюдаем из окна машины. Холодно у вас. Для нас 20-градусные морозы – редкость. Здесь мы читали мантры – своего рода устные молитвы.
— Что, на ваш взгляд, общее и различное в исламе и буддизме?
— Начнем с того, что нас отличает. В буддизме нет гендерных различий. И мужчина, и женщина имеют равные права. На мой взгляд, в исламе у женщины меньше свободы, ее права ущемляются…
— Подождите, не путаете ли вы свободу с обязанностями? У мужчины в исламе больше обязанностей, а у женщин прав. Поэтому женщина более свободна.
— Возможно. Каждый понимает по-своему. Вопреки расхожему мнению, можем сказать следующее. Буддизм – религия монотеизма. Мы не поклоняемся различным богам в отличие от индуизма. Мы знаем, что есть некий абсолют, создатель, который управляет миром.
— А Будда тогда кто для вас – пророк или бог?
— Будда – просвещенный человек. И он же просветитель, своего рода главный учитель. Мы и ваших пророков считаем просвещенными людьми. Пророк Мухаммад был великим человеком. Ведь послание каждой религии в целом одинаково, оно всегда гуманистично. Любой пророк, просвещенный человек является носителем духовно-нравственных ценностей, которые передаются людям.
— Смотрю, у ламы бритая голова. Это является каким-то обязательным элементом в буддизме?
— У нас сбриваются волосы, убираются бороды, не носим чалмы. Мы выглядим абсолютно просто. Убираем все знаки отличия. И это является обязательным для буддиста. У нас и женщины бреют головы. Мы пытаемся освободить тело и разум от материального мира. Надо освобождать себя от эмоций, агрессии, страданий в жизни…
— Мусульмане совершают те или иные действия ради довольства Всевышнего. Какова же ваша цель?
— Интересный вопрос. Наша конечная цель – достижение нирваны. Ведь путь к нирване важен. Это достигается через знания, развитие, самосовершенствование.
— Как вы считаете, есть ли какой высший смысл того, что вы здесь?
— Очень важно, что мы здесь присутствуем. Это символ единения. Наши различия должны не разделять нас, а объединять. Мы здесь для достижения общих целей. Отличия какой-то религии – не предмет для агрессивных дискуссий. Будем вместе находить пути решения различных вопросов. Мы все хотим мира и единения. Поэтому желаем всем читателям «Рисэлэт» жить в единстве и согласии со всеми.
Беседовал Тимур Рахматуллин.