Верховный муфтий Талгат Таджутдин: «Я бы отправил миллион татар и башкир на Дальний Восток и женил их на китаянках»
Верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман Талгат Таджутдин накануне мусульманского праздника Курбан-байрам ответил на вопросы корреспондента «КП».
— Имам-хазрат, завтра Курбан-байрам. Вы с каким настроением ждете этого дня?
Праздничным. Готовлюсь. И не только я. Наши паломники, слава богу, отправились в хадж. Правда, Совет по хаджу немного меня огорчил — у нас было 2000 квот, но большую часть из них мы — Центральное духовное управление мусульман — не смогли использовать. Потому что еще в мае Совет предоставил в посольство Саудовской Аравии ложные сведения о том, что ЦДУМ будет направлять своих паломников через турфирмы Татарстана. А мы же последние десять лет сотрудничали совсем с другим турагенством. Поэтому сейчас мы регистрируем свою туристическую фирму — «Булгар Тур Хадж». Она будет работать при Центральном духовном управлении, и все вопросы, связанные с отправкой паломников к священным местам, мы сможет решать непосредственно сами. А в остальном — все хорошо, настроение замечательное. Как и многие тысячи мусульман готовимся принести в жертву Всевышнему барашка.
— Кстати, о барашках. В этом году все желающие также смогут отведать вкуснейший плов? И куда, уважаемый имам-хазрат, следует придти, чтобы это сделать?
Как вы, наверно, знаете, жертвенного барашка нужно разделить на три части: первая остается в семье, вторая — на угощение гостям, а третья — бедным и сиротам. Завтра, как и в любой другой день празднования Курбан-байрама, мы, конечно же, не отступим от традиции. Тем более, мусульмане Турции подарили нам сто барашков. Возле каждой мечети будет готовиться плов, а сырое мясо мы развезем по детским домам, домам престарелых. Угощать прихожан мы начнем завтра где-то в районе двух часов дня, как раз во время обеда.
— Барашки что, Босфор переплывали?
Нет. Нам просто деньги отправили. А барашков мы тут купили.
Все продукты — халяльные
— Ну и раз начали говорить на тему питания, продолжим. В последнее время началась компания по выявлению «поддельных» халяльных продуктов. Скажите, пожалуйста, как вы отслеживаете — халяль продается в наших магазинах или нет?
— Такой комитет существует и при Центральном духовном управлении. При забое скота на мясокомбинатах, где производят халяльную продукты, обязательно участвует священнослужитель. Он следит, чтобы все было, как положено.
А по сути вопроса могу сказать так: все продукты, в основном, халяльные. Не халяльные — запрещенные. Например, спиртные напитки, природные жиры, если они не получены по мусульманскому обряду, и, конечно же, табачные изделия, наркотики. А все что дозволено — халяль. Ведь даже в переводе это слово означает «дозволено».
— Замечательно, Талгат-хазрат. А дозволено ли в Уфе появится, назовем так, уфимскому Иерусалиму? Помнится, шла речь о постройке в столице рядышком друг с другом мечети, православного храма и синагоги. Как с этим обстоят дела?
— О подобном строительстве мы начали говорить еще в 1996 году. Планировалось открыть духовные центры традиционных конфессий по соседству. А в центре был бы конференц-зал, где все мы могли бы собираться и обсуждать вопросы сообща.
Синагога уже построена. Мы думали рядом с ней мечеть построить, но сейчас немного переиграли — мечеть будет недалеко от магазина «Сезон». Там же поблизости и церковь возводится, если вы знаете.
Будущая мечеть будет большой — на три тысячи молящихся. Под ней будет двухуровневая парковка. Планируется открыть и супермаркет на первом этаже — шариат это позволяет. Никакого спиртного, табака, свинины там продаваться не будет. Выше — конференц-зал для проведения различных круглых столов. Сама мечеть займет третий и четвертый этажи. Украшать ее будут 12 минаретов, и в каждом из них расположатся национальные общественные центры мусульман республики — башкирский, татарский, таджикский, чеченский и так далее.
Кроме этого, тут же откроется общежитие на сто десять мест для студентов Российского исламского университета при ЦДУМ России.
«Я за многоженство»
— К слову о молодом поколении, уважаемый муфтий. Если не ошибаюсь, при ЦДУМ не так давно открылось первое мусульманское бюро знакомств. Вы как восприняли эту идею, когда она появилась?
— Во всех мечетях имамы знакомят молодых людей — смотрят, где есть хорошие невесты и такие же женихи. Это обязанность любого священнослужителя.
— А у вас у самого подобный опыт есть?
— Конечно. Я сам совершаю обряды бракосочетания, наречения имени. Я уже тридцатый год на этой должности и тысячи людей получили мое благословление. Бывает так, что даю имена детям, тех, кому читал никах несколько лет тому назад. Сами приходят, делятся радостью — сын ли дочь ли родилась, и приглашают меня дать ребенку имя. Поэтому, можно сказать, что мы участвуем в решении демографической проблемы непосредственно.
— Вот о ней давайте и поговорим. Вы как относитесь к интернациональным бракам?
— Нормально. Все люди — одна общечеловеческая семья. Каждый народ является достойным цветком в букете Всевышнего. Главное — должна быть вера в господа бога, единого для всех. В этом случае нет никаких препятствий для интернациональных браков.
— А что делать ребенку, когда он вырастет? Самому себя ему кем считать? Получается же такой синтез из ментальности родителей — например, христианские традиции вперемешку с мусульманскими. Он воспитывается в этом долгие годы. Как быть потом?
— Он сам определяет. До совершеннолетия родители должны давать свое воспитание — если они верят в единого бога и судный день, они дадут ему правильное воспитание — а затем он вправе выбирать, какой традиции ему придерживаться.
— Вы и к многоженству также положительно относитесь?
— Да. Я не имею право отрицательно к этому относиться. Ни по шариату, ни по закону. Ведь чем больше детей, тем лучше государство.
— Депутаты Госдумы с вами все никак не согласятся…
— Это от недопонимания. Они придерживаются одной только традиции. Но ведь древние пророки Авраам и Соломон были многоженцами. У пророка Муххамеда было несколько супруг. Поэтому каждому мусульманину разрешается иметь до четырех жен. Но он должен быть способен прокормить их всех.
— Вот мы к этому и пришли. Вы думаете, это возможно в нынешних условиях? Я вот, например, столько жен не прокормлю…
— Ну тогда двоих…
— Мне пока достаточно одной, имам-хазрат. Все же, мне кажется, мало кто решится взять на себя такую ответственность.
— Государство тоже не должно оставаться в стороне. Оно должно создать условия, чтобы настоящий мужчина днем во всю трудился, и ночью тоже не спал. А-то китайцы уже рядом, всю Сибирь скоро заполонят… Я бы лучше направил миллион татар, миллион башкир на Дальний Восток и женил бы их на китаянках и корейках. А первой женой у них все равно бы были татарки и башкирки. И вот тогда мы бы обезопасили свою страну и восточные границы заодно. Это естественное решение проблемы. И хотя мы так в шутку говорим о ней, но решать демографическую проблему нужно. Поэтому — женитесь, плодитесь, размножайтесь.
— И государство должно нам в этом помогать.
— Абсолютно. А иначе что это за государство, если оно не заботится о своем будущем?
— От такой оптимистической темы, давайте перейдем к менее радужной. Недавно наши спецслужбы задержали в Башкирии последователей «Хизб ут-Тахрир». Скажите, уважаемый имам-хазрат, чего им тут нужно и как вы боритесь с ними со своей стороны?
— Я тоже слышал об этой истории. В свое время наше государство позволило им развивать свою деятельность. Законодательство было слабым. Сейчас же ситуация изменилась. Ну а что может противопоставить им духовное управление? Только проповедь. Обучение традиционному исламу. «Хизб ут-Тахрир» не является мусульманской партией, у нас одна партия «Хезболла» — партия Бога. Все традиционные мусульмане входят в нее. Эта партия естественна. Она призывает к миру, справедливости, согласию между людьми. А «Хизб ут-Тахрир» всех, кроме себя, считает неверующими. Как это можно понимать? Поэтому, противостоять подобным экстремистам — дело общенародное.
На территории нашей республики у них влияния нет. Их единицы. Но несмотря на это их деятельность должна быть прекращена. Ведь противопоставление людей по национальному и религиозному признакам — это кощунственно не только по законам государства, но и по нормам шариата.
Комсомольская правда