Пост в месяце шаввале
В комментариях к книге «Задуль-мустакни’» шейха Мухаммеда бен Мухаммеда аль-Мухтара аш-Шанкити в этой связи говорится:
Нет греха на том, кто, имея пропущенные дни обязательного поста в рамазан, сначала будет соблюдать добровольный шестидневный пост в шаввале, и отложит компенсацию обязательного поста. Это утверждение основано на хадисе, который содержится в сборнике «Сахих», где духовная мать мусульман Аиша, да будет доволен ей Аллах, говорила: «Когда у меня был долг за пропущенные дни поста в рамазан, я не компенсировала их, кроме как в месяце ша’бан, по причине близости ко мне пророка Аллаха, да благословит его Всевышний». При этом достоверно известно (об этом говорится в книге аль-Муватта), что духовная мать мусульман Аиша, да будет доволен ей Аллах, соблюдала добровольный шестидневный пост в шаввале, также в день стояния на горе Арафат и день ‘Ашура. В связи с этим, разрешается откладывать компенсацию пропущенных дней рамазана. Такого мнения придерживается большинство исламских ученых.
Другая группа ученых запрещает откладывать компенсацию пропущенных дней рамазана, вопрошая, как можно совершать добровольное дополнительное поклонение (нафль) в то время, когда на тебе висит долг обязательного (фард)? Но их аргументация не принимается, поскольку добровольные виды поклонения сопряжены с обязательными. Иными словами, если позволяет время, то можно сначала совершить добровольное поклонение, а затем обязательное. В качестве доказательства можно привести следующий пример: как только солнце пересекает зенит, и наступает время дневной молитвы, каждому мусульманину вменяется в обязанность совершение четырех обязательных (фард) ракаатов дневной молитвы (зухр), но, тем не менее, с легитимного разрешения, мусульмане откладывают совершение фарда и сначала читают четыре ракаата сунны, и только потом обязательные четыре ракаата.
Относительно апелляции второй группы ученых к хадису пророка, в котором сначала упоминается обязательный пост в месяц рамазан, затем шесть дней поста в месяце шаввале, и их акцента на очередность, можно сказать, что восполнение пропущенных дней рамазана это не сам пост в рамазан, а всего лишь компенсация. Также не состоятельно их утверждение о том, что нарушив очередность, сначала обязательный пост рамазана, затем шестидневный пост в шаввале, верующий не получает соответствующего вознаграждения. Исходя из их логики следует, что духовная мать мусульман не получала вознаграждения за соблюдение добровольного поста в течение шести дней в шаввале, потому что компенсировала пропущенные дни поста в рамазане только в месяце ша’бане, то есть только перед месяцем рамазан следующего года. Если бы это было неправильно с точки зрения шариата, то пророк Мухаммед, да благословит его Всевышний, обязательно поправил бы ее.