Идти или не идти на джума-намаз после праздничной молитвы?
По этому поводу мусульманские ученые имеют различные точки зрения и разделились на две группы. Одни из них считают, что присутствие на праздничном намазе и проповеди не освобождает от обязанности выполнения пятничного намаза. К ним относятся большинство факихов ханафитского, маликитского и шафиитского мазхабов. Этого же мнения придерживаются такие знатоки шариата как Ибн аль-Мунзир, Ибн Хазм и Ибн Абд аль-Барр.
Свою точку зрения они аргументируют следующим кораническим айятом: «О те, которые уверовали! Когда возглашено на молитву в день собрания, то устремляйтесь к поминанию Аллаха…» (62:9). В этом айяте Всевышний не обособляет праздничный день Ураза-байрама от других непраздничных дней.
Кроме того, согласно свидетельству Абу Убейды, однажды он присутствовал на праздничном намазе, возглавляемом халифом Усманом бен ал-Аффаном. Это была пятница. Халиф совершил праздничный намаз, затем произнес проповедь, в конце которой сказал: «Сегодня совпало для вас два праздника. Кто желает из домочадцев, может дождаться пятничного намаза, кто хочет, может вернуться домой. Я разрешаю».
Факихи отмечают, что халиф использовал обращение «ахл аль-авали», которое употребляется для обозначения людей, которым не предписано совершение пятничной коллективной молитвы, то есть женщины и дети.
Также мусульманские ученые в качестве аргумента приводят следующие рассуждения. Пятничный намаз обязателен (фард), праздничная молитва – дополнительная (сунна), дополнительное не может отменить обязательное. Некоторые приверженцы первой точки зрения говорят, что и пятничный и праздничные намазы обязательные (ваджиб) и не отменяют друг друга, подобно тому, как праздничный намаз не отменяет дневной (зухр) намаз в обычный день.
Вторая группа ученых считает, что присутствие на праздничном намазе отменяет предписание присутствовать на пятничном намазе, кроме имама. Имаму следует провести пятничный намаз. Этого мнения придерживается ханбалитская школа мусульманского права, также некоторые предшественники, как Ибн Таймийя, и современные факихи, как Ибн Баз и Ибн Усеймин.
Их аргументация заключается в свидетельстве Ийяса бен Аби Рамля аш-Шами. По его словам, он был свидетелем, как Муавия бен Аби Суфьян спрашивал Зейда бен Аркама о том, застал ли он вместе с пророком, когда два праздника пришлись на один день. После утвердительного ответа, он спросил, что же сделал пророк? Зейд бен Аркам ответил: «Пророк прочитал праздничный намаз и разрешил не присутствовать на пятничном, сказав, кто хочет совершить пятничный намаз, пусть совершит».
Также сторонники второй точки зрения отмечают, что пятничный намаз отличается от дневного намаза в обычный день проповедью, которую заменяет проповедь во время праздничного намаза. И, наконец, тот факт, что согласно ханбалитской правовой школы, время праздничного намаза совпадает со временем пятничного, подобно тому, как время пятничного намаза совпадает по времени с дневным.
Оба мнения имеют право на существование. В свою очередь стоит отметить, что в Урало-Поволжье мусульмане испокон веков следуют ханафитскому мазхабу, поэтому первая точка зрения будет предпочтительней. Кроме того, в Башкирии и ряде других регионов России, дни праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам объявляются нерабочими, что дает возможность верующим принять участие как в праздничной молитве (гаит-намаз), так в пятничной (джума-намаз). Кроме того, так мусульмане получают шанс получить боʹльшую награду от Аллаха.