В память о Батырше
В Балтачевском районе отметили 300-летие Батырши Алиева. Габдулла Алиев, более известный как Батырша, – вдохновитель башкирского восстания 1755 – 1756 гг. Основные вехи биографии великого земляка гости узнали на научно-практической конференции. Также они побывали и в деревне Верхнекарышево, где начинал свой путь Габдулла Алиев.
Уверенный взгляд и осанка победителя. Передать точный образ Батырши не удавалось еще никому, говорят историки. Мэлс Вафин перелопатил горы архивной литературы и даже побывал в местах последнего пристанища национального героя – в Шлиссельбургской крепости в Ленинградской области. Результатами стараний художника теперь восхищаются даже критики.
Он известен как богослов, философ и вдохновитель. Имя Батырши Алиева предавалось забвению вплоть до 1917 года. XVIII век был тяжелым для башкирского народа. Религиозные угнетения, огромные налоги и повинности стали причиной кровавого восстания. Но одержать вверх над царским войском не удалось. В историю вошло «Воззвание Батырши к народу». Этот текст до сих пор интересует ученых тюркского мира.
Участники конференции, посвященной 300-летию Батырши, посетили и его родную деревню. Напоминанием о земляке станет новая мечеть. Ее построили сами сельчане. Также гости побывали в школе, носящей имя духовного лидера. Здесь же установили памятную стелу.
Для справки. Габдулла Алиев (Батырша) родился в селе Карышево Сибирской дороги, ныне Балтачевского района Республики Башкортостан в мишарской семье. Учился в медресе деревни Тайсуганово Уфимского уезда и деревни Ташкичу Казанского уезда. В 1744-45 годах был учителем в деревне Илша Гайнинской волости Осинской дороги, в 1746-49 годах работал учителем и муллой в деревне Муслим Исетской провинции (ныне деревня Муслюмово Кунашакского района Челябинской области). С 1749 года работал муллой в Карышбаше. Отличался глубоким знанием шариата. Часто привлекался властями для решения наследственных дел в волостях Осинской дороги. В 1754 избран ахуном Сибирской дороги, но не вступил в эту должность. В 1754-55 годах побывал в Оренбурге и ряде волостей Сибирской и Осинской дорог.
Весной 1755 года обратился к мусульманам края с обширным воззванием («Тахризнамэ»), в котором разоблачал колониальную политику царизма в Башкортостане, выступал против правительственного ограничения обрядностей мусульман, запрещения местному населению свободной и беспошлинной добычи соли, ограничений местного самоуправления, чрезмерных налогов и повинностей. Обрисовав тяжелую картину притеснения мусульман со стороны угнетателей, Батырша переходит к военно-политическим проблемам и призывает мусульман сплотиться перед лицом тирании и, взяв в руки оружие, подняться на священную войну за веру и свободу. Начало восстания было намечено на 3 июля 1755 года. Воззвание явилось программой башкирского восстания 1755-56 годов.
Однако восстание было жестоко подавлено властями, а Батырша был схвачен 8 августа 1756 года в деревне Азяково Осинской дороги (ныне деревня Бураевского района Республики Башкортостан). Закованный в цепи, под усиленной охраной отвезен в Москву, затем в Санкт-Петербург.
Находясь в тюрьме и ожидая приговор, составил знаменитое письмо — «Тахризнамэ», обращенное императрице Елизавете Петровне. Отрывок из письма в переводе:
«Если мы находимся под клятвенным обетом одного падишаха, и если этот падишах тверд и постоянен в своем обете, то мы, по предписанию нашего шариата и нашей священной книги, обязаны жертвовать своими головами и жизнью. Если падишах не обеспечивает в настоящее время взятые на себя обязательства по защите своих подданных от притеснений, если повинности постоянно меняются и накладываются новые, то мусульмане обязаны примкнуть и помочь своим единоверцам и постараться о возвышении веры по способу, предписанному шариатом».
Это письмо является одним из образцов эпистолярного жанра тюркской литературы. Согласно исследованиям, императрице его так и не доставили.
В декабре 1758 года Батырша был приговорен к наказанию плетьми, вырыванию ноздрей и пожизненной каторге. После долгих пыток и допросов Батыршу отправили в Шлиссельбургскую крепость на пожизненное заточение. Там его пытались насильно крестить, однако он затеял спор с православными священниками и даже дал согласие на добровольное крещение, если те сумеют доказать превосходство христианской религии над исламом. Спор кончился тем, что тюремные палачи вырвали Батырше язык. Он пять лет промучился в заточении, но закончить свою жизнь в рабстве не захотел. В июле 1762 года он схватил в свои закованные руки топор, забытый в его камере надзирателями, и бросился на охранников. В схватке Батырша убил четырёх охранников и погиб сам.
Благодарные потомки не забывают имя духовного вождя, поднявшего народы края на отпор угнетателям. В Верхнекарышево Балтачевского района Башкортостана существует музей Батырши — Габдуллы Алиева. В фонде музея имеется свыше 100 рукописей авторства Батырши. Ежегодно музей встречает 5-6 тысяч посетителей.
В 2010 году в городе Уфе появилась Улица Батырши Алиева.
Исследователи нередко сравнивают Батыршу с имамом Шамилем – другим идейным вдохновителем, возглавившим восстание на Кавказе в XIX веке. Однако если Шамиль был помилован властями и смог спокойно дожить до глубокой старости, то Батырша погиб в страшных муках от рук охранников тюрьмы.