Гость редакции: Имам-хатыб мечети «Гуфран» Нух-хазрат
Я же хочу рассказать об одном уголке в нашем городе Уфе, который для меня стал сакральным (и думаю, что не только для меня). Это – мусульманское кладбище и мечеть «Гуфран», находящаяся на ее территории. Здесь покоятся мои дорогие люди – мама, двое дедушек; многие известные в республике люди. Когда мы с семьей навещаем могилки родных, обязательно заходим в мечеть, где хазраты или шакирды читают Коран, можно просто побыть наедине с собой и своими мыслями. Как утверждают знакомые мусульмане, у этой мечети – особый дух, особая аура. Братья и сестры по вере приходят сюда как в родной дом, где можно не только получить новые знания, но и пообщаться друг с другом, поговорить об Аллахе, решить какие-то проблемы.
…В прежние годы, когда приходила сюда с родными, нас встречал Гали-хазрат, возглавлявший эту мечеть с момента основания до августа 2008 года, и по его облику мы складывали впечатление о самой мечети. В настоящее время уже второй год мечеть «Гуфран» возглавляет его старший брат, имам-хатиб Нух-хазрат Хасанов. Человек уважаемый и известный в религиозных и общественных кругах. На днях я с интересом побеседовала с Нухом-хазратом Хасановым и попросила рассказать о своей семье, о родителях, о той большой работе, которая проводится в мечети, поделиться планами на будущее. Нух-хазрат оказался общительным, располагающим к себе человеком. Двухчасовое общение с ним пролетело как миг.
— Ассаляму алейкум, ва рахматуллахи ва баракатух! Мир Вам, Нух-хазрат и милость Аллаха! У каждого человека есть своя история. Откуда Вы родом? Кто Ваши родители?
— Я родился в деревне Муслим, что в Куначакском районе Челябинской области в религиозной семье. Мои родители, дедушки и бабушки, мои предки были верующими людьми. В самые трудные для страны и людей периоды, когда даже слово Аллах было под запретом, они верили в то, что на свете есть один Аллах и его посланник Мухаммад и поклонялись только Всевышнему, каждый свой поступок и помыслы, сверяя с сунной и Кораном. Отца звали Гафиятулла, он был муллой и в нашей деревне Муслим был настоятелем мечети с одноименным названием свыше 30 лет. Работал в совхозе шофером, мастером-строителем, а последние 15 лет был забойщиком скота (со всей области обращались к нему люди, чтобы получить халяльное мясо). Он был очень честным человеком, всего добивался в жизни сам. Любил спорт, был дружен с чемпионом мира по велогонкам – Гайнаном Саиткужиным (сейчас живет в Москве). В юности папа нередко его побеждал. Однажды случилась авария и, находясь на лечении в больнице, он услышал совет от одного пожилого человека: «Сынок, не трать свою энергию зря. Поезжай домой, женись, обзаведись семьей и приноси пользу людям через свою Веру». Мама наша Фатима (Пусть Аллах дарует ей здоровье и долголетие!) — очень терпеливая, серьезная и мудрая женщина. Мы никогда не видели, чтобы она жаловалась на судьбу, плакала. Очень гордая и домовитая, для нас она – образец настоящей мусульманской женщины. Маме 71 год, она по-прежнему живет в нашей деревне Муслим с моим братом Гумаром. Всего нас у родителей было шестеро. Есть еще две сестрички – Марьям и Гайша. Марьям по образованию пчеловод. Гайша долгое время работала в совхозе бухгалтером. Сейчас сестры заняты предпринимательством, открыли магазин в с. Нагорное Челябинской области, где живут со своими семьями. Все в исламе.
К сожалению, папы уже нет с нами. Как нет рядом дорогих сердцу братьев – Гали – хазрата и младшего Гусмана, умершего еще в юности. Мы с Гали-хазратом были как близнецы, все делали вместе. Росли дружными, помогали родителям во всем. У каждого ребенка в нашей семье было то, за что он отвечал в доме. С детства были приучены к труду. Перед глазами всегда был пример родителей.
— А каким было Ваше детство?
— Мы воспитывались только в семье. В детский садик не ходили, даже в пионерский лагерь нас не посылали потому, что родители не хотели, чтобы были хоть какие-то обстоятельства, способные отвернуть нас от Веры, чтобы мы ели не халяльную пищу. Защищали наш Иман. В школе мы, как и многие наши сверстники, были пионерами и комсомольцами. Гали даже был комсоргом, а я – пионервожатым. Но это было внешнее проявление нашей жизни. Хотя в школе мы намаз не читали, придя домой, делали все, что положено. Вера жила у нас в сердце. Поэтому родители были уверены в нас. Мы так же, как и другие дети, играли с Гали в «войнушку», рыли окопы, играли в снежки, катались на санках. Оба были подвижные, бойкие, никогда не давали себя в обиду. Оба окончили сельхозинститут. Гали – мехфак, а я – зоотехнический (до этого – зоотехнический техникум). Когда же Аллах тагаля дал нам возможность получить высшее религиозное образование в Бухаре в медресе Мир-Араб – мечта наша исполнилась! Когда в Челябинскую область приехали набирать людей для учебы в Бухаре, выбор пал именно на нашу деревню Муслим, как самую сильную в религиозном плане. Мы с Гали-хазратом оказались в числе ее шакирдов. Учеба в медресе с 1987 по 1991 гг. — самое лучшее время в нашей жизни! Мы полностью отдались религии, смогли почувствовать себя истинно верующими, ощутить свое предназначение.
— Нух-хазрат, вспомните, пожалуйста, самые яркие впечатления тех лет?
— Это было в 1990 г., мы учились в Бухаре. Пять членов нашей семьи – папа, Гали-хазрат, Зинатулла, дедушка Султан и я впервые в своей жизни отправились в Хадж. Мне было тогда 30 лет, а Гали хазрату — 27. Когда летели в самолете, душа плакала от умиления и восторга! Было так легко и спокойно – словами эти ощущения не выразишь! Вы представляете, мы прилетели в центр земли, где жили все пророки от Адама до Мухаммада! Когда мы были в Хадже казалось, что вот именно сейчас настал судный день и мы все – мусульмане – собрались здесь, чтобы держать отчет перед Аллахом за свои дела и поступки.
— Изменилось ли что-то в Вашей жизни после того, как Вы побывали в Хадже?
— Мы стали другими людьми. Мягче, открытее, добрее. Мир расцвел для нас всеми цветами радуги. Мы ходили как во сне, позабыв о мирской жизни, но в тысячу раз укрепив свой ИМАН. После Хаджа Аллах нам все дороги открыл. До поездки мы с Гали-хазратом ничего не имели, кроме знаний и религии, в то время как наши ровесники уже ездили на иномарках, имели собственные квартиры и т.д. После Хаджа все изменилось и за два года мы приобрели то, чего многие добиваются на протяжении всей жизни. Аллах тагаля и работу, и квартиру дал. Тогда мы уяснили: люди, вставшие на путь служения Аллаху, совершившие ради него Хадж, никогда бедными не будут. Аллах всегда этим людям будет давать пропитание.
… После окончания медресе Мир- Араб в Бухаре мы только на один день с Гали-хазратом заехали к родителям повидаться, и уже на следующее утро приехали в Уфу, где были приняты на работу в ЦДУМ РФ заместителями председателя ДУМ РФ, муфтия Талгата Таджутдина. В России тогда было всего 8 мечетей, а потом, пока работали, в стране открыли свыше 1000 мечетей. В 1994 г. Гали-хазрат был назначен имамом-хатыбом мечети «Гуфран» и занялся ее строительством. Мечеть была построена на средства Игоря Михайловича Фомичева, истинного мусульманина, который в девятилетнем возрасте увидев, как сгорела здесь прежняя деревянная мечеть, дал обещание, что, когда вырастет, обязательно построит новую. Мечта осуществилась, и спасибо Всевышнему и тем людям, которые принимали участие в ее строительстве. … Впоследствии эту мечеть мы стали расширять. Кстати, в этом году мечети «Гуфран» исполнилось 15 лет.
— Нух-хазрат, расскажите немного о своей семье.
— У нас большая дружная семья: моя помощница и опора во всем — жена Бибинур, три дочери и два сына. Старшая дочь Гузель, получив высшее образование, в этом году вышла замуж. Гайша и Хадича успешно работают мастерами кулинарного дела в «Лидо на Пушкина», мечтают создать мусульманское кафе. Сын Расуль учится в автотранспортном техникуме, а младший Ибрагим пока в девятом классе. Все преданы своей религии и чтят традиции наших предков. У нас гостеприимный дом. В нем всегда бывает много людей. Я и сам очень люблю праздники, обожаю готовить. Плов, например, меня научил готовить уважаемый Талгат Таджутдин. Люблю делать казалык, различные мусульманские блюда. А когда приезжаем в родные края, обязательно ходим на рыбалку.
– Нух хазрат, Вы — отец. Существуют ли, на Ваш взгляд, какие-то принципы, помогающие правильно воспитать ребенка?
– Это сложный вопрос. На мой взгляд, основа воспитания — это постоянная благодарность, прежде всего родителей, Главному Воспитателю, во власти которого находится абсолютно всё. У пророка Мухаммада, мир ему, есть изречение: «Дуа (мольба, обращение к Аллаху) – вершина поклонения». К примеру, пятикратный намаз. Он в основе несложный, но совершать его постоянно иногда непросто. Устал, заболел, не выспался… И тем не менее, делаешь, потому, что это духовная подпитка. Но не это является вершиной. Или паломничество: из своего опыта знаю, что для его совершения требуются большие физические усилия. Пост в месяц Рамадан, особенно в летний период, когда в жару по 19 часов мусульманин не пьет и не потребляет пищу. Но не это является вершиной поклонения, а именно Дуа. Именно мольба делает чудеса.
Основное воспитание должно быть в семье. И стержнем семьи является отец. Только он собственным примером может дать полноценное воспитание ребенку. Мать даст любовь детям и её надо любить, а отца надо слушаться. Мать не может быть объективной по отношению к своим детям. Значит, нужно поднять роль отца, ведь он — фундамент семьи. Должен быть и авторитет мужа для жены. Аллах дал женщине то, чего нет у мужчины. В этом и есть гармония, мудрость Создателя.
— У каждого человека свой путь к Вере. Кто-то, как Вы, впитал ее с молоком матери, кто-то многое пережив, пройдя испытания в зрелом возрасте. Что же такое религия и Вера?
— Человек не должен жить без Веры. И мое глубокое убеждение в том, что путь человека, по которому он должен идти в жизни – это религия. Этот путь предначертан Всевышним и указан Его пророками и посланниками. Он ведет к счастью в этом мире и блаженству в вечности, и тот, кто хочет следовать по нему, обращается к Священному Писанию и заповедям, оставленным пророками. В исламе безгрешны только пророки и дети Вы знаете, что до совершеннолетия все люди, рожденные на нашей планете, являются мусульманами. И только после 18 лет сами или с помощью родителей выбирают свой путь. Человек без Веры в сердце – это неживой человек, он полуслепой, полуглухой, часто он не может найти свой путь в жизни, осознать свое предназначение. Если человек, прожив много лет, вдруг обращается к Вере, то он делает это осознанно, выносив в себе. Ему можно верить и надо его поддерживать. Без Веры нет смысла в этой жизни. Когда осознаешь величие Творца, что Он Абсолют, это понимание настраивает человека на правильный лад. Вера – это душа человека.
– Что же такое ислам сегодня?
– С исчезновением СССР ислам стал серьезной помехой на пути «западных» стандартов – культа денег и безудержного потребления. Судите сами: ислам отрицает ссудный процент, на чем основана современная банковская система. Всевышний в Коране запрещает употребление опьяняющих средств, и статистика говорит, что мусульмане в массе своей ведут здоровый образ жизни. Абсолютно запрещены внебрачные связи, но мужчина может иметь до четырех жен. Это серьезные барьеры для ростовщичества, проституции, торговли наркотиками и алкоголем, что кому-то, возможно, не нравится, из-за чего и подменяются понятия.
Последователи ислама сегодня – это, прежде всего, молодежь, нетерпимая к несправедливости. Это ученые и сельчане, врачи и бизнесмены, рабочие и электорат, наши и ваши соседи – в общем, неразрывная часть нашего многоликого общества.
— Нух-хазрат, каковы планы по дальнейшему развитию мечети «Гуфран»?
— Мы с Гали-хазратом мечтали о благоустроенной, теплой и современной мечети. Эта мечта осуществилась. Вы видите, как преобразилась мечеть. Благодаря помощи Аллаха и наших друзей мы сумели сделать это. Предстоит еще построить минарет. Сейчас – следующий этап, в планах – строительство при мечети медресе. У нас действуют воскресные детские школы по изучению Корана и основ ислама, летом работает лагерь. Несколько раз в неделю известные хазраты из мечетей Уфы и медресе им. М.Султановой, «Галия» проводят занятия для верующих мусульман.
В этом году в городской администрации подписан проект на строительство новой тахарат-ханы. Мы хотим, чтобы у нас был свой магазин по продаже халяльных продуктов питания, своя поликлиника и даже автозаправка. Мечтаем, со временем построить около мечети мусульманское кафе-пекарню. Не для привлечения прибыли, а для того, чтобы люди могли общаться, быть ближе к Аллаху и друг к другу.
— Ваша мечеть «Гуфран» признана одним из центров мусульманской молодежи города, и не только. Как вы привлекаете молодое поколение?
— … Гали-хазрат отдал много сил для того, чтобы не только построить здесь мечеть, но и сделать ее настоящим духовным и просветительским центром. И это получилось. Для многих молодых людей, вступающих во взрослую жизнь, сделать духовный выбор при нынешнем положении дел в обществе сложно. А мы продолжаем сокрушаться по поводу падения нравов, безверия, бездуховности и бездушия нашей молодежи. И пока мы сокрушаемся, не принимая никаких мер, молодежь уходит от нас. В мечеть они идут в первую очередь благодарить Всевышнего, просить у Него помощи и поддержки, а также общаться на различные темы, решать свои проблемы. В основном, приходят с друзьями, большой процент среди прихожан занимают студенты. Наши дети сейчас не хотят жить, как живем мы, они против лицемерия, ищут ответы… Люди, действительно находящиеся в духовном поиске, в исламе ищут ответы на вопросы, которые перед ними ставит жизнь.
Проводятся вечерние курсы, праздники, конкурсы чтецов Корана, лекции, читаем проповеди.
–Нух-хазрат, как Вы понимаете свою миссию?
– Как и любой верующий, желаю заслужить довольство Всевышнего Творца. Умереть не страшно, страшно, с чем я предстану пред Ним. Ведь что означает слово «хазрат»? Это значит — готовый. Готовый в любую минуту, и днем, и ночью придти на помощь людям: дать имя новорожденному, провести обряд бракосочетания – никах или помочь проводить в последний путь брата-мусульманина. Много организационных вопросов приходится решать. Завтра я уезжаю в командировку и должен знать, что даже если меня не будет, мечеть будет работать. Надо готовить кадры. В каждой мечети должно быть 10-12 имамов.
— Что бы Вы хотели через нашу газету пожелать людям?
– Осмыслить, как мы живем, чем живут дети наши, что с ними будет и, что мы можем сделать. А сделать мы можем многое, чтобы у нас было достойное будущее. Для этого только надо приложить усилия. Все в этой жизни происходит лишь с соизволения Господа. Вот в том, что мы сейчас с Вами сидим и так интересно беседуем, есть милость и дозволение Аллаха. Все в жизни закономерно. Аллах в Коране говорит: «Всевышний не изменит положение людей, пока они сами не будут стремиться к изменению своего положения». Многие это понимают, но вот именно осознать, прочувствовать такой принцип и следовать ему гораздо сложнее.
… За окном быстро стемнело. Наша встреча с имамом-хатыбом уфимской мечети «Гуфран» Нухом-хазратом Хасановым подошла к концу. Мне кажется, в этом интервью мы ответили на вопрос: что же представляет сегодня современная мечеть? Рассказали о том, кто в ней работает, какие задачи и цели ставит, какие проблемы решает.
Имам – это глубоко верующий, образованный современный человек, посвятивший свою жизнь служению Богу.
Гюльнур ИКСАНОВА