О самостоятельности Башкирии и Духовного управления

Справка:

 Кульшарипов Марат Махмутович

Доктор исторических наук, профессор.

Декан исторического факультета, профессор кафедры истории РБ и этнологии Башкирского государственного университета.

Председатель Научного совета по истории, археологии и этнографии АН РБ.

Родился 7 января 1941г. в дер. Зирекле Кугарчинского района Республики Башкортостан.

В 1967г. окончил с отличием исторический факультет Башкирского государственного университета, в 1971 г. — аспирантуру Московского государственного университета с защитой кандидатской диссертации.

На историческом факультете работает с 1971 г. в должностях ассистента, старшего преподавателя, доцента, в настоящее время — профессор кафедры истории РБ и этнологии.

М.М. Кульшарипов читает курс лекций по истории РБ, руководит научной работой аспирантов и соискателей.

Кульшарипов М.М. награжден нагрудным значком СССР «За отличные успехи в работе», он — заслуженный деятель науки Республики Башкортостан, а также является почетным работником высшего профессионального образования РФ.

Читает курс лекций по истории Республики Башкортостан и этнологии.

Автор многочисленных научных публикаций, монографий и учебников.

 У истоков образования мусульманского органа в Башкирии

Религиозные вопросы занимали определенное место в башкирском национальном движении. Особенно всесторонне этот вопрос рассматривался в ходе III Всебашкирского учредительного съезда (декабрь 1917 года, Оренбург).

Тогда же была обнародована резолюция по религиозному вопросу. Речь шла о создани самостоятельного Духовного управления Башкирской автономной республики. Действительно, ДУМ было создано. Во главе такого управления стоял муфтий – шейх-уль-ислам. Однако, не все мусульманские деятели согласились с расколом.

Но, по многим документам, Башкирская автономная республика являлась светским государством. Как видно, религия не совсем отделилась от государства. Правительство должно было совместно работать с религиозными деятелями. И духовенство могло тоже участвовать в деле просвещения.

Первым муфтием ДУМ Башкирской автономной республики был Шагишарип Матинов – уроженец Баймакского района, депутат I Государственной Думы. Хотя многие ошибочно считают, что первым муфтием стал М.Х. Халиков. Но это неправильное мнение. По документам, именно Ш. Матинов был выбран на этот пост.

К сожалению, это Духовное управление просуществовало недолго.

 Современное состояние

В конце 80 – начале 90-х годах XX века на волне Перестройки по всей стране стали возникать самостоятельные муфтияты. Башкортостан не стал в этом отношении исключением. На то были свои объективные и субъективные причины. У главы ЦДУМ начали возникать некоторые конфликты с региональными представителями мусульманского духовенства.

История повторяется: в конце 80-х пошло новое башкирское движение за самостоятельность. Опять встали вопросы о самостоятельном Духовном управлении. Немалое участие в создании управления мусульман принял Башкирский народный центр «Урал».

ДУМ РБ было создано. Но у управления не было собственного здания на тот момент. Тогда они располагались в одной комнате с Народной партией Башкортостана. Многие общественные деятели республики выступили с поддержкой ДУМ РБ.

Нурмухамета хазрата знаю лично еще с тех времен. Мы с ним большие друзья. Он поддерживал меня в политическом плане… Попутно мы вместе решали другие задачи: создание махалля в районах, сбор денег, строительство мечетей…

Я стороннник самостоятельности Духовного управления мусульман РБ.

К счастью, Нурмухамет хазрат Нигматуллин и Талгат Таджуддин нашли общий язык. Раньше были какие-то недоразумения между ними, а теперь Верховный муфтий  выступает с защитой муфтия Башкотортостана.

Отрадно, что дали новое здание ДУМ РБ. Республике необходимы крупные соборные мечети. По-моему, следует ускорить строительство мечети на проспекте С. Юлаева.

 Собственное мнение на современное положение ислама

Сам я – верующий мусульманин. Хожу в мечеть только по праздникам. Внимательно слежу за ситуацией в исламе по стране и миру. Например, мне не понравилась последняя проповедь Равиля Гайнутдина, в связи с чем я направил ему письмо, где изложил свое недовольство.

Дело в том, что СМИ называют террористов, экстремистов «исламистами». Кто такой исламист? Приверженец ислама. Я тоже, получается, исламист. Такие нападки унижают мусульман. Сейчас делается и другой крен – пытаются найти эктремизм в мусульманской литературе. Опять же это давление на религию.

Почему призывают мусульман к толерантности? Разве мусульмане проявляют нетолерантное отношение? У терроризма есть свои причины, не мог он возникнуть из пустого места. Инспирировали терроризм на Западе. У истоков экстремизма – Запад. По-моему, это надо к Западу обращаться с таким требованием.

Мусульманские страны тоже не защищают единоверцев. Они как жирные коты ничего не делают, лишь бы сами были сыты-довольны. Нет единства у мусульман, к которому призывают с высоких трибун.

Надеюсь, нелегкие времена пройдут…

Тимур Рахматуллин