Встреча в «Акъяр Джами»
— Как получилось, что в Севастополе, «городе русской славы», в котором 78% всех верующих составляет православная община, есть такая большая и красивая мечеть?
— Дело в том, что в 1900 году в начале XX века в Севастополе активно шло городское строительство. Особенно поощряли власти возведение культовых учреждений. Открылись новые православные храмы, лютеранская кирха. Представители мусульманского общества дважды ходатайствовали перед городской управой о выделении участка земли для строительства мечети. Разрешение на постройку большой мечети было получено, и закладка храма состоялась в присутствии градоначальника, представителей администраций общественных учреждений, мусульманского духовенства, офицеров-мусульман севастопольского гарнизона 28 июня 1909 г. На строительство было ассигновано из вакуфного капитала 14 тысяч рублей. Остальные были собраны путем добровольных пожертвований, которые поступали в местное мусульманское общество.
Надпись над порталом мечети гласит о том, что мечеть строилась с 1909 по 1912 гг. в память императора Александра III. Однако из-за сложной экономической и политической обстановки в стране строительство мечети затянулось еще на два года.
Торжественное открытие и освящение мечети состоялось 20 апреля 1914 года. Первый намаз провел великий просветитель Исмаил Гаспринский. Он же пригласил сюда из Казани на должность имама-хатиба мечети Юсуфа Рахимова, который после окончания медресе в Буинске на средства благотворительного общества был отправлен для дальнейшей учебы
в Стамбул, где получил богословское образование.
В Стамбуле произошло знакомство Юсуфа с Исмаилом Гаспринским, который призывал к обновлению ислама, через просвещение и единение мусульманских народов с сохранением своей религии, языка, литературы, традиций. Одновременно Рахимов стал преподавателем, а затем директором севастопольской татарской народной школы, где наряду с крымскими татарами обучались дети переселенцев казанских татар.
— Судя по внешнему виду, мечеть отличался от того, что мы видим сейчас.
— Действительно, это была единственная мечеть в Крыму, построенная в египетско- мамлюкском стиле. Для него характерны стройные пропорции, богатство и пышность декора. Фасад здания украшает лепной орнамент, по обеим сторонам мечети расположены величественные колонны, Но главное отличие от османской, то есть турецкой архитектуры, заключалось в ажурном двухбалконном минарете, который поступенчато сужался кверху.
Мечеть благополучно функционировала до 1938 года. Но после расстрела Рахимова во время сталинских репрессий мечеть была закрыта, а Советские власти сделали из нее кинотеатр. Позже Черноморский флот разместил в здании храма свой архив. Как ни странно, в годы Великой Отечественной войны , когда Севастополь был практически стерт с лица земли, мечеть не была разрушена, ни немцы, ни наши ее не тронули, лишь только один шальной снаряд попал в купол храма. Минарет же остался неповрежденным. Видно, Всевышний хранил его. По словам очевидцев, после окончания войны Сталин посетил Севастополь, и, увидев величественно возвышающийся над руинами минарет, удивленно спросил у градоначальника: «А этот все стоит?» Слова вождя послужили сигналом к действию. В 1948 году к мечети подогнали два танка, набросили на минарет стальной канат и начали его ломать, разрушив, таким образом, до основания. Все надписи на арабском языке, украшавшие мечеть по периметру здания также были уничтожены.
-Как же вам удалось вернуть здание мечети мусульманской общине?
-В начале 90-х годов крымские татары начали возвращаться на свою историческую родину , в Крым. И тогда возникла проблема , где совершать намаз. Первое время мы читали намаз на ступеньках у входа в мечеть, прямо перед дверью. Потом начали добиваться возвращения мечети мусульманской общине, писали в администрацию города, руководству Черноморского флота. Тогда меня избрали председателем местной религиозной организации «Мюневвер». Добились того, что нам разрешили совершать намаз внутри мечети. Тогда мы решили идти дальше и однажды 13 апреля 1994 года после намаза не пошли, как обычно домой, а устроили сидячую забастовку. Мы ничего не предпринимали, а просто открыли Коран и читали его, не вставая со своих мест, до самого позднего вечера . Директор архива флота забеспокоился и стал грозить вызвать отряд матросов, чтобы насильно выдворить нас оттуда. Мы не сдвинулись. Утром следующего дня по городу поползли слухи, что татары бастуют, и к нам стали присоединяться другие. Вместо восьми человек стало восемьдесят. На третьи сутки двор мечети не вмещал всех желающих приобщиться к забастовке. На четвертые сутки адмирал Черноморского флота Балтин прислал своего помощника Марченко для ведения переговоров. Мы закрылись в кабинете директора и просидели там три часа. В результате переговоров военные согласились с требованиями мусульманской делегации и попросили месяц сроку, чтобы вывезти архив в другое место и передать здание мечети верующим. Ровно через месяц при большом скоплении народа был подписан акт приема-передачи здания мечети мусульманской общине «Мюневвер». Так нам удалось вернуть храм, официально признанный сейчас историческим памятником архитектуры, возведенный почти сто лет назад для мусульман города Севастополя.
— Энвер Ибрагимавич, когда у мечети был возведен новый минарет ?
-Весь 1995 год прошел в поиске спонсоров, которые бы помогли нам восстановить храм. В то время на Украине было очень тяжелое экономическое положение. Инфляция, девальвация и так далее. Вместо рублей сначала купоны, потом карбованцы. Мы все в одночасье стали «миллионерами». Самая маленькая денежная единица была 1 тысяча карбованцев. На ремонт и строительство нужны были деньги и немалые. Тогда судьба свела меня с бизнесменом-турком Мухиддин-беем, который помог нам организовать спонсорскую помощь из Турции. Все, что вы видите сейчас: изразцовая плитка, которая украшает молельный зал мечети, люстры, половое покрытие – все пришло к нам из Турции в виде гуманитарной помощи.
В конце 90-х я совершил хадж, мне посчастливилось побывать в Священной Мекке. Но и там я пытался изыскать средства на строительство минарета. Даже встретился с самим муфтием Саудовской Аравии и высказал ему свою просьбу, но, видимо, не был понят (беседа велась через двойной перевод: с русского языка на английский, и с английского на арабский). Ответа я так и не дождался.
Вернувшись на родину, мне вновь пришлось обратиться к своим турецким друзьям. Я отправился в Стамбул, где после моего выступления перед имамами города, было принято решение о строительстве минарета в городе Севастополе. Из Стамбула прибыли мастера и за 45 дней воздвигли минарет, о котором мы так долго мечтали.
-Скажите, а вот трудности в строительстве мечетей в Крыму как-то связаны с возвращением на историческую родину потомков татар, депортированных в годы войны?
— Это звенья одной цепи. Помимо своих прямых обязанностей директора мечети, я еще занимаюсь расселением депортированных. Так мне удалось провести через депутатскую сессию вопрос о передаче крымским татарам 14 гектаров земли в Балаклавском районе. Каждой семье был выделен участок земли размером 8 соток, где они начали своими силами возводить дома.
На самом деле существует закон о предоставлении пустующих земель крымским татарам, но местные власти не торопятся его исполнять. Ведь легче продать, чем отдать. Разумеется, это вызывает недовольство людей, и начинается самозахват земель. Хотя, поверьте, крымскотатарская умма исторически отличалась своей веротерпимостью и лояльным отношением к властям. Однако сегодня нам не всегда удается с представителями других конфессий найти общий язык. Не все хотят признать тот факт, что на Крымской земле испокон века жили татары со своей религией и культурой.
— Зайдя в мечеть, я заметила, что у вас среди прихожан очень много молодых людей и совсем нет женщин-мусульманок.
-Да, женщины у нас почти не ходят в мечеть. Думаю это можно объяснить традицией, что мечеть должны посещать мужчины, а женщины остаются дома. Хотя место для совершения намаза у нас в мечети отведено и для женщин тоже.
-Как у вас обстоит дело с религиозным образованием?
-Для молодых мусульман у нас при мечети работает медресе. Я давно мечтал открыть для наших ребят духовную школу. Дело в том, что наше старшее поколение, носители языка крымских татар, национальных обычаев, религиозных традиций, уходят, а вместе с ними исчезает и наша культура. Необходимо все это сохранить и передать следующим поколениям.
Всего у нас обучается 20 шакирдов. Сейчас они во время каникул все разъехались по домам, а мы при мечети открыли детский лагерь для младших школьников. Турция присылает нам учителей для медресе, но мы заинтересованы в воспитании своих квалифицированных преподавателей религиозных дисциплин и священнослужителей. Молодые люди, которые приезжают к нам учиться, например, из Бахчисарая знакомы с национальными обычаями татарских семей, с религиозными традициями и им легче найти общий язык с местным населением. Даже если религиозные обряды у крымских татар и турков во многом похожи, встречаются и различия, характерные только для местных мусульман. Мы гордимся тем, что имам-хатыб нашей мечети «Акъяр Джами» выпускник нашего медресе. Также он прошел обучение в Турции. Сейчас сам здесь преподает арабский язык, чтение Корана и детям, и взрослым.
— Почему ваша мечеть называется «Акъяр Джами»?
-Дело в том, что Севастополь основан на месте крымскотатарского поселения Акъяр. После Крымской войны между Россией и Турцией в 1783 году императрицей Екатериной II был издан указ «Устроить крепость Севастополь». Чтобы сохранить память о первоначальном названии города, мы назвали мечеть Акъяр. Слово «джами», как вы понимаете, означает «красивый».
— Ваши пожелания нашим читателям.
— Чтобы ощутить гостеприимство и красоту крымской земли, приезжайте в Севастополь. Мы всегда будем вам рады. Думаю, у мусульман Крыма и мусульман Поволжья и Урала много общего: это и восстановление наших храмов, и проблема религиозного образования, и возвращение к своим корням, традициям предков — одним словом, возрождение ислама на родной земле. Все трудности преодолимы, когда делаешь святое дело. Да поможет нам в этом Аллах!
Фатима Галимьянова