Три признака лицемерия

Обратимся к хадису: «У лицемера есть три (отличительных) признака: когда говорит – лжет, обещает – не выполняет и не сохраняет отданное на сохранение» (Бухари, Муслим). Есть также и такой ривает: «Есть четыре (качества) и если все четыре (качества) есть в одном человеке, то он – чистой воды лицемер. Если же в ком-то есть одно из этих качеств, то значит, в нем есть черта лицемера, пока он от него (этого качества) не откажется. (Эти качества): не сохранять отданное на сохранение, обманывать при разговоре, не следовать соглашениям и переходить границы при конфликтах» (Бухари, Муслим). В риваете от Муслима есть еще такое добавление: «Даже если он держит пост, совершает намаз и утверждает, что он мусульманин».

Немного о терминах. Прежде всего, следует разобраться в терминах, имеющих место быть в риваятах. Что означает слово лицемер или «мунафик»? Хотя при переводе мы использовали слово лицемер и лицемерие, следует отметить, что эти понятия не тождественны словам «нифак» и «мунафик». В толковом словаре слову лицемерие, дано следующее определение: «Лицемерие: поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность, притворным чистосердечием, добродетелью». Близкими по значению словами являются: двуличие, криводушие, фальшивость, ханжество, фарисейство. Тогда как «мунафик» это человек, который выдает себя за мусульманина, который ведет себя как мусульманин, но в душе не верит. Слово «нифак», соответственно, означает состояние присущее «мунафику». В данной статье мы будем использовать слово «лицемер» в значении «мунафик».

В риваятах также использованы термины «аят» и «`алямят» в значении «признак, знак», а также «хасля» и «хулля» в значении «отличительная черта, особенность, качество». Таким образом, если в первом риваете говорится о признаках, по которым можно распознать лицемера, то во втором риваете говорится уже о качествах, особенностях присущих лицемерам.

Виды нифака. Сразу же хотелось бы оговориться: по мнению ученых эти данные даны нам не для того, чтобы мы искали признаки и качества лицемерия вовне, а для того, чтобы этих признаков и особенностей не было в нас самих. Следовательно, мы должны приложить усилия к тому, чтобы не допустить присутствия обозначенных качеств в нас самих потому что это будет означать наличие качеств присущих не мусульманину, неверующему. Хотя некоторые ученые различают понятия «нифак и`тикади – двуличие в вере» и «нифак `амали – двуличие в действиях, фальшь в поведении». По мнению этих ученых речь в этих хадисах идет как раз о втором виде лицемерия. В таком случае угроза, заключенная в хадисе, несколько смягчается. Другими словами, человек не становится неверующим (а мунафик как раз и является неверующим), но несет в себе некоторые крайне нехорошие качества. В любом случае мусульманину следует вести себя как мусульманин и не иметь в себе качеств, которые присущи неверующим.

Так о каких же качествах идет речь? В хадисе их представлена три-четыре подобных качества: лживость, не выполнение обещаний, вероломство и переход границ в состоянии вражды. Теперь попытаемся разобраться в том, что эти качества означают:

Лживость. Следует разобраться с тем, что означает слово «обман». Принято считать, что обманывать означает говорить то, чего в действительности нет. Такое понимание верно лишь отчасти. На самом деле обманом также является искажение действительности. Причем это тот вид обмана, которому очень часто не придаем никакого или почти никакого значения: мы склонны приукрашивать или наоборот омрачать действительность, а это уже будет подпадать под определение хадиса. Известно, что посланник Аллаха (мир ему и благословение) не обманывал даже в шутку, также он избегал искажать действительность. Обман настолько нехорошее явление, что некоторые ученые называют его «лафзу куфр – слово неверия». А уж лживость, это когда человек прибегает к обману не время от времени, а делает это постоянно, систематически, совсем ни к лицу верующему. Есть такой хадис: у пророка (мир ему и благословение) спросили: может ли мумин быть трусливым? Он ответил: «Да». Вновь спросили: может ли мумин быть скупым? Он ответил: «Да». Его вновь спросили: может ли мусульманин быть лживым? Он ответил: «Нет» (Малик ибн Анас, Муватта)

По мнению большинства ученых есть только три случая, когда можно говорить неправду: 1) на войне неприятелю; 2) с целью улаживания отношений между людьми; 3) под принуждением. Хотя некоторые ученые считают, что даже в подобных ситуациях речь может идти не о явном обмане, а о таком явлении как «такриз». Такриз означает, что вы говорите некую двусмысленность, четко понимая, что ваш собеседник поймет вас совершенно определенным образом. В иных случаях, говорят эти ученые, следует прибегнуть к молчанию.

Не выполнение обещаний. Следующее качество, о котором говориться в хадисе, это не выполнение обещаний. Причем не важно, обещаете ли вы сами что-то сделать или наоборот чего-то не делать, либо своим молчанием берете на себя определенные обязательства, ситуация не меняется: обещанное надо выполнять или не обещать. Кстати. в определенных кругах бытует мнение, что якобы если сказать «иншаллах – если того пожелает Аллах», то обещанное выполнять не обязательно. На самом же деле эта фраза означает, что все в руках Аллаха и что помимо Его воли ничего не случится. Однако это снимает с нас ответственности за наши обещания и усердие. Налицо попытка переложить ответственность за наши действия на Всевышнего, что может оказаться крайне и крайне чреватым. В аяте сказано: «И будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу» (сура Исра, 17/34). Известно, что посланник Аллаха (мир ему и благословение) строго следил за выполнением обещаний. Один из сподвижников рассказывает: «Дело было в джахилии, и пророк еще не стал пророком. Я договорился встретиться с ним по какому-то дело в условленном месте, но потом забыл. Через три дня я вспомнил и пошел на это место. Там я обнаружил пророка, ожидающего меня. Он не ругался и не сквернословил. Он только сказал: «Молодой человек, воистину, ты доставил мне неудобство».

Вероломство. Еще одна особенность, осуждаемая в хадисе это не сохранение того, что отдано на сохранение или по-другому предательство в отношении аманата, что попадет под определение «вероломство». То, что отдается на сохранение или «аманат» может быть материального или не материального характера: это могут быть деньги, какая-то вещь или секрет, который нельзя раскрывать. В любом случае, если человек берется сохранить что-то, он несет ответственность и обязан выполнить то, что на себя взвалил. В аяте сказано: «Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах – Слышащий, Видящий» (сура Ниса, 4/58)

Низость. И последнее, о чем говорится в хадисе, выражено фразой: «уа ин хасама фаджара», что можно перевести как «когда враждует — переходит границы» либо «в состоянии вражды совершает низость». Тогда как мусульманину надлежит оставаться  мусульманином при любых обстоятельствах: и в отношении друзей, и в отношении врагов; и в состоянии мира, и в состоянии вражды. Мусульманину не должно, если так можно выразиться, «бить ниже пояса». Ему следует сохранить свое достоинство и лицо даже очень сложных конфликтных ситуациях. Наш пророк (мир ему и благословение) не был низким либо вероломным.

Картина сегодняшнего дня. Если же попытаться спроецировать то, о чем говорится в хадисе на сегодняшний день, то обнаружится удивительная вещь: все, от чего предостерегает пророк (мир ему и благословение) в своем хадисе имеет самое  широкое хождение среди мусульман. Что в действительности и удивительно, и прискорбно. В особенности же печально то, что современные мусульмане не обращают на эти вопросы должного внимания. Сегодня считается вполне нормальным говорить неправду, а искажение действительности стало обычным явлением. Считается нормой не выполнять обещания. Мы с большой легкостью беремся что-то сделать и также легко можем забыть или найти способ это не сделать. Не редко современные мусульмане не следуют деловой этике: не следуют договоренностям, проявляют недобросовестность, могут обмануть. Я лично знаю не мало примеров, когда мусульманин начинал вести бизнес с другим мусульманином или мусульманами и все закончилось конфликтом, потому что одна из сторон откровенно обманула другую, не следовал договоренностям, подвел и так далее и тому подобное. Я знаю также немало случаев того, как мусульманин взял у мусульманина денег в долг, а теперь не отвечает на звонки и скрывается или же отказывается платить. Конечно, ведь мусульманин не пойдет выбивать долги как это принято делать в нашем обществе! Но неужели мы думаем, что нам все просто сойдет с рук и Аллах нас не призовет к ответу? Если так, то это явное заблуждение! На рынке вас могут с легкостью обвесить или подложить недоброкачественный продукт. Не редки случаи, когда мусульмане конфликтуя с мусульманами переходят все границы дозволенного: прибегают к сплетням, к откровенной клевете и очернению, пытаются дискредитировать своего оппонента, прибегают к помощи неверных в борьбе против мусульман, нарушают родственные связи и еще многое, и многое другое. При всем при этом, несмотря на все эти явные нарушения и противоречия, те же самые люди считают себя самыми, что ни есть искренними, истинными, чистыми мусульманами. И тут вспоминаются слова пророка (мир ему и благословение) «… даже если он постится, совершает намаз и утверждает, что он мусульманин». Нам всем следует задуматься над тем, не несем ли мы в себе качества, присущие мунафику? Потому что нести в себе качества лицемера означает, что и до самого лицемерия осталось рукой подать.

В этой связи вспоминается хадис: «Воистину, Аллах не смотрит на ваши тела и внешний вид. Он смотрит на ваши сердца и деяния» (Муслим). В соответствии с этим хадисом, не важно какой длинны у тебя борода (хотя борода это сунна), закатаны ли у тебя штаны, надета или нет тюбетейка. Не важно ну или не столь важно как хорошо у тебя обстоит с «мусульманским тюнингом». Важным является то, как у тебя обстоит с твоим намерением, искренностью, богобоязненностью, усердием, радением и благими деяниями. Потому что Всевышний смотрит именно на это.

Имидж Ислама. Есть еще одна, еще более драматичная сторона вопроса. Помимо того, что наше дурное поведение и дурные качества наносят вред нам самим, угрожая нашему будущему благосостоянию и благополучию, наносится серьезный ущерб имиджу ислама. Конечно, можно ли в данной ситуации использовать слово имидж или нет, это еще вопрос. Я использую его здесь за не имением лучшего. Как бы там ни было,  поведение мусульман в любом случае проецируется непосредственно на сам ислам, не зависимо от того, хотим мы этого или нет. В итоге очерняется ислам. Конечно, имеет место быть также «антипропаганда» ислама, клевета, очернение, наветы и прочее. Однако в этом неблагородном деле сами мусульмане внесли и продолжают вносить свою лепту.  Тогда как ни для кого не секрет, что мы, мусульмане, должны распространять ислам, доносить истину до людей, показать им дорогу к спасению. В том, что счастье в обоих мирах и спасение – в исламе, ни один мусульманин не сомневается. Но как довести это до других, когда ислам ассоциируется у людей с терроризмом, экстремизмом, и с иными вещами, не имеющими ровным счетом никакого отношения к этой религии? Причем, как уже говорилось, сами мусульмане отчасти тоже виноваты в том, что ислам воспринимается так, а не иначе.

Личный пример в деле призыва. Если обратиться к примеру пророка (мир ему и благословение), то в деле распространения ислама он тоже сталкивался с достаточно негативными внешними факторами: его племя было против него, у него не было достаточных ресурсов да и вообще каких-либо ресурсов, имело место антипропаганда и еще многое-многое другое. Однако люди все же последовали за ним, и его дело возобладало. В чем же секрет его успеха? Ученые, помимо всего остального, выделяют, в частности, два момента: убежденность в верности выбранного пути и безупречный личный пример. Причем сегодня все больше и больше исламских ученых акцентируют внимание на то, что «тамсиль – личный пример» должен преобладать над «таблигом – доведением истины при помощи убеждения». Личный пример заразил людей, находящихся вокруг него, хотя внешние факторы казалось бы были против него. Сегодня вопрос доведения ислама через личный пример стоит также остро. Тем более остро, что современные мусульмане в большинстве своем безупречностью личного примера похвастаться не могут. Ситуация особенно плачевная, как не парадоксально это будет звучать, в регионах, где ислам является традиционной религией. А мы, мусульмане, все еще в большинстве своем надеемся, что сможем донести ислам при помощи аргументов и доводов. Но как это возможно если наши такие правильные слова элементарно расходятся с действиями? И не будем ли мы ответственны за то, что не смогли донести истину до окружающих нас людей?

Может, конечно, возникнуть вопрос: «А какое отношение вышесказанное имеет к изначально выбранной теме?» На мой взгляд самое прямое. Ведь личный пример предполагает не только выполнение правильных и нужных действий, но также подразумевает, что неправильных и запретных действий нужно избегать. Соответственно нужно прилагать серьезные усилия к тому, чтобы в нас, мусульманах, не присутствовали качества, не свойственные верующим людям. Чему, в частности, и была посвящена данная статья.

Да убережет нас всех Господь от впадения в заблуждения после того, как мы обрели истину! Да поможет нам идти по пути истинных мусульман: пророка, его сподвижников, табиина, атба` ат-табиина и тех, кто следовал им в благом! Да убережет от всяческих козней шайтана! Аминь.

Ахмад Исхаков.