Ришат Рафиков: о приверженцах ваххабизма

— Ришат хазрат, в связи с последними событиями часто упоминается Стерлитамак. Доходит до заявлений о том, что в Стерлитамаке «пачками» готовят ваххабитов. Что вы об этом думаете?

— Я в Стерлитамаке 24-й год. Всё это время обстановка в городе оставалась спокойной. Никто никаких ваххабитов здесь не готовил и не готовит. Никакого проявления экстремизма не было. Этот Давлетбаев только родился в Стерлитамаке. Жил в Уфе, потом ещё где-то. Ни я, ни кто-либо другой из религиозных деятелей в Стерлитамаке о нём никогда не слышали. Всё, что я знаю, – только из газет и телепрограмм.

— В чём сущность ваххабизма?

— Я сам бы хотел это знать. Даже обращался в соответствующие органы. Хотел получить какое-нибудь определение, чтобы оградить нашу паству. Но, похоже, толком никто ответа на этот вопрос не знает.

— А где эти люди, о которых сегодня говорят во всех СМИ, могли нахвататься экстремистских взглядов?

— Мало ли где. Страна большая. Писали, что они проходили подготовку на границе Пакистана и Афганистана.

— Не секрет, что многие получают образование за рубежом, в арабских странах. Быть может, ответ надо искать здесь?

— Обучение за границей мы не практикуем и никого никуда не направляем. Тем более, что у нас есть необходимые условия для обучения будущих имамов. Но многие предпочитают получать образование за рубежом. Выезжают по туристическим путёвкам, там остаются, получают временную регистрацию, выписывают из дома необходимые документы и учатся на свои средства. Запретить и тем более пресечь это мы не можем.

— А в каких учебных заведениях они учатся?

— Кто где — в Египте, Саудовской Аравии. В Каире есть крупнейший университет «Аль-Азхар», в котором учатся десятки, если не сотни тысяч человек. Дело в том, что это не чисто духовное, а прежде всего светское учебное заведение. Кстати, немало тех, кто, получив духовное образование за рубежом, не может здесь трудоустроиться. Уходят в коммерцию.

— Вам лично приходилось сталкиваться с представителями нетрадиционного ислама среди прихожан?

— А что такое нетрадиционный ислам? Все рассуждают о «традиционном» и «нетрадиционном» исламе, но никто толком не может растолковать, что это такое. В храм дорога открыта для всех: и для праведников, и для грешников. На лбу ни у кого не написано, кто он и зачем пришёл. По мере возможности мы стараемся держать ситуацию под контролем. Если появляются неизвестные люди, которые пытаются заниматься чуждыми проповедями, мы пресекаем такую деятельность.

Был случай: несколько неизвестных прихожан, судя по разговорам, были приверженцами движения «Хизб ут Тахрир». Наши имамы сразу обратили на них внимание и на проповедях поставили всех в известность. Прямо пальцем указывали: держитесь от них подальше. Запретить им приходить в мечеть мы не можем. Они приходят, молятся и уходят.

— «Хизб ут Тахрир» – это «Исламская партия освобождения» – организация, созданная в 1953 году в Восточном Иерусалиме, – пояснил Альберт Шайхутдинов. – С 2003 года в России и некоторых странах Средней Азии её деятельность запрещена.

— Разногласия порой возникают по пустякам, – продолжает Ришат хазрат. – В Дагестане, например, при чтении намаза руки держат на груди, чуть по-другому расставляют ноги. У нас руки держат на животе. Ну глупо же из-за этого обвинять друг друга в ваххабизме и экстремизме. Мы разъясняем, как правильно по мазхабу Абу Ханифы держать руки и ноги, как совершать поклоны. Никого не упрекаем за то, что он неправильно читает намаз. Это дело наживное – научится. Главное, чтобы в человеке была вера. Тот, кто пришёл в храм, не уйдёт в наркоманию или алкоголизм…

Или такой пример. Недавно объявился в Башкирии так называемый «святой», которого «назначил» какой-то духовный деятель с… Кипра. Нашлись имамы, которые поехали к нему на поклон, целовали ноги этому старцу, теперь чуть ли не обожествляют его. Главный принцип ислама – в абсолютном единобожии. Поклоняться нужно только Аллаху. Начинаешь их критиковать – в ответ слышатся обвинения в ваххабизме. Кто пускает сюда этих «святых»?..

Мы стараемся проводить среди прихожан разъяснительную работу. И не только во время проповедей. Издаём и бесплатно раздаём брошюрки типа: «Ислам против террора». К сожалению, многие об исламе судят по таким, как Амерханов, Давлетбаев и им подобные. Никто же не судит о христианстве, скажем, по крестовым походам или по инквизиции. Первый халиф мусульман Абу Бакир наставлял: даже в войне не трогайте женщин и детей, тех, кто не встаёт на вашем пути с оружием. Берите скот и пищу столько, сколько надо, но не более. Не трогайте тех, кто в своих домах вершит молитву по-своему. То есть он проповедовал веротерпимость даже во время войны.

— Кстати, о веротерпимости. Недавно ко мне домой явились две женщины и предложили брошюрку Свидетелей Иеговы. Смеха ради я сказал, что не умею читать по-русски, мол, нет ли на башкирском. Каково же было моё удивление, когда они выложили кипу брошюр на нескольких языках, в том числе на башкирском и татарском. Отпечатано в США (не помню, в каком городе), роскошное издание, красочное, с картинками… И всё бесплатно.

— Они и ко мне случайно попали. Одна башкирка, другая татарка. Я пригласил их поговорить. Долго мы беседовали… Что тут скажешь? Хорошо их обработали. За одну беседу не переубедишь.

— Не боитесь провокаций со стороны экстремистов?

— От провокаций никто не застрахован. На всё воля Аллаха. Пророк сказал: «Те, кто хочет тебе помочь, помогут по мере сил. Те, кто хочет навредить, навредят настолько, насколько предопределил Аллах». Я человек советской «закалки». Пришёл к вере осознанно, когда за веру подвергали притеснениям. Но, честно говоря, даже тогда было легче, чем сейчас. Сегодня в людях много озлобленности. Это замечают даже иностранцы: говорят, что россияне хмурые, озабоченные, грубые… Зайдите в общественный транспорт в час пик – такого наслушаетесь! Мы все – временные гости в этом мире. Если бы каждый смог это осознать, обратился бы к вере, то не стал бы растрачивать свою жизнь на недобрые поступки. Дарите людям добро. И вам с лихвой воздастся за всё.

«Стерлитамакский рабочий»