ОБ АХЛЬ АЛЬ БАЙТ

(В ответ ему Зайд) сказал: «О сын моего брата, я уже стар и давно живу на свете, и поэтому я забыл часть того, что помнил из (слов) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, примите же то, что я расскажу вам, а в отношении того, что не (расскажу), не настаивайте». А потом он сказал: Однажды, когда мы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, остановились у источника воды в Хуме (возвращаясь с прощального хаджа), что находится между Меккой и Мединой, он встал (со своего места) и обратился к нам с проповедью. Он воздал хвалу Аллаху, возблагодарил Его, потом стал увещевать людей и напоминать им, а потом сказал: «А затем: поистине, о люди, я — только человек, и скоро уже явится посланник Господа моего (ангел смерти Азраиль), на зов которого я откликнусь (и перейду в иной мир), оставив вам две драгоценности. Первой из них является Книга Аллаха, которая заключает в себе руководство и свет, так следуйте же ей и держитесь за неё крепко!» И он стал побуждать людей к тому, чтобы они следовали (установлениям) Книги Аллаха, и склонять их к этому, а потом сказал: «(Второй же драгоценностью) являются члены моей семьи, и я напоминаю вам о том, что вы должны повиноваться велению Аллаха относительно членов моей семьи, я напоминаю вам о том, что вы должны повиноваться велению Аллаха относительно членов моей семьи
Хусайн спросил (Зайда): «А кто же относится к членам его семьи, о Зайд? Разве его жёны не являются членами его семьи?» Он сказал: «Да, его жены являются членами его семьи, но в целом к ним относятся все те, кто после его смерти не имеет права прикасаться к садаке». Хусайн спросил: «Кто же это?» Зайд ответил: «Это члены семьи Али, члены семьи Акиля (брата Али), члены семьи Джафара (брата Али)  и члены семьи Аббаса (дяди пророка)». Он спросил: «И никто из них не имеет права прикасаться к садаке?» Зайд ответил: «Никто». (Муслим) В другой версии (этого хадиса, также приводимой Муслимом, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): «И, поистине, я оставляю вам две драгоценности, одной из которых является Книга Аллаха. Это — вервь  Аллаха, и тот, кто будет следовать  ей, не сойдёт с верного пути, отказавшийся же от неё заблудится!»

Пророческое завещание. Хотелось бы сразу извиниться за длинную (в целую страницу) цитату, но без полной цитаты было бы достаточно сложно обозначить сам вопрос, который, благодаря данному хадису, встал ребром. Суть вопроса в следующем: посланник пророка завещал что-то крайне важное, касающееся его семьи и потомков. Тот факт, что данный хадис приводится в сборнике имама Муслима, который, как известно, является сборником достоверных хадисов, не дает нам возможности просто «отмахнуться» от данного риваета. А если учесть, что данные слова были сказаны пророком (мир ему и благословение Аллаха) когда он возвращался с прощального хаджа и близко к своей смерти, то ситуация становится еще более серьезной. Давайте попробуем разобраться в данной ситуации последовательно отвечая на следующие вопросы: кто они «ахль аль байт» и чем вызвано подобное отношение пророка к членам своей семьи, и было ли это лишь отеческой добротой или же нечто большее? Что имел ввиду пророк, говоря: «я напоминаю вам о том, что вы должны повиноваться велению Аллаха относительно членов моей семьи»? Какова роль потомков пророка (мир ему и благословение Аллаха) в развитии Ислама?

Дом пророка. Как видно из приведенного выше хадиса «ахль аль байт» (от «ахль» с арабского «жители, обитатели или же обладатели» и «байт» «дом, жилище» все вместе дословно «обитатели дома или относящиеся к дому») это жены пророка, дети, дети детей, а также потомки братьев Али: Акиля и Джафара, а также потомки родного дяди пророка Аббаса, да будет доволен Аллах ими всеми! Хотя, говоря о потомках пророка (мир ему и благословение Аллаха), мы, обычные мусульмане подразумеваем прямых потомков по линии Фатимы, а более конкретно потомков Хасана и Хусейна. Как известно пророка (мир ему и благословение Аллаха) пережили лишь вышеназванные

«Фатима часть меня…» Прежде чем переходить к вопросу об отношении пророка к своей семье хотелось бы отметить следующую интересную тенденцию: в суннитских регионах (и в нашем в том числе) традиционно (это ключевое слово) присутствует предельно теплое отношение к дочери пророка Фатиме, а также к ее сыновьям Хасану и Хусейну. Почему, говоря «дочь пророка» нам сразу напрашивается имя «Фатима», а не, скажем, Умму Кульсум или Рукыййа? А многие ли знают, что помимо внуков Хасана и Хусейна, у пророка (мир ему и благословение Аллаха) была еще внучка Умама? Может все дело в том, как сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) относился к вышеназванным? Вот что, к примеру, говорит пророк (мир ему и благословение Аллаха) в отношении Фатимы: «Фатима – часть от меня, тот, кто разгневает ее, разгневает и меня» хадис от Бухари. Или, также от Бухари: «Фатима – госпожа женщин в раю». Кстати, слова пророка, приведенные в первом хадисе, сказаны им в связи со следующей ситуацией: пророку (мир ему и благословение Аллаха) стало известно, что Али сватается к дочери Абу Джахиля и что сей факт безмерно расстроил его дочь Фатиму, в связи с чем пророк и говорит эти слова. Достаточно широко известно в мусульманской среде особенно теплое отношение пророка не только к Фатиме, но и к ее сыновьям: Хасану и Хусейну. В одном хадисе пророк (мир ему и благословение) говорит следующее: «Хасан и Хусейн предводители (сеййид) молодежи обитателей рая», хадис приводится у Тирмизи. На самом деле хадисов, в которых говорится о достоинствах Фатимы, Хасана, Хусейна, а также и Али – да будет доволен Аллах ими всеми! – великое множество. Назревает вопрос: чем же вызвано такое особое отношение пророка (мир ему и благословение Аллаха) к этим личностям, неужели только лишь отцовской любовью? Нет, конечно же посланник Аллаха не обделял вниманием других своих детей и не поступал несправедливо, сама мысль об этом уже является ересью! Однако факт, и не однократный, особого отношения пророка (мир ему и благословение Аллаха). Это подтверждается, в частности, следующим хадисом: рассказывает Умар ибн Абу Саляма, воспитанник посланника Аллаха: «Когда был ниспослан аят: «О обитатели дома! Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить вас полностью» (сура Ахзаб, 33/33) – а было это в доме Умму Саляма – посланник Аллаха (мир ему и благословение) подозвал Хасана, Хусейна, Фатиму и собрал их вместе под одним одеянием, в то время как Али стоял за его спиной. Так вот пророк (мир ему и благословение Аллаха) впустил его тоже и сказал: «О, Аллах! Это обитатели моего дома, удали от них скверну и очисти полностью!» Умму Саляма сказала: «И я вместе с ними, о, посланник Аллаха!» На что пророк ответил: «Нет, ты на своем месте и ты (тоже) во благе» (Тирмизи). В разных вариациях этот хадис приводят также Муслим, Ибн Хиббан и другие.

Пророческое наследие и его наследники. Закономерно назревает вопрос: чем было вызвано такое отношение именно к этим людям? Как известно, вся жизнь нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха) да и всех пророков без исключения была посвящена выполнению пророческой миссии. Таким образом, своим проницательным взором наш пророк (мир ему и благословение Аллаха) видел, что потомки Хасана и Хусейна станут наследниками миссии пророчества. Поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), обнимая Хасана, в его лице обнимал всех тех ученых и духовных наставников, включая Абдулькадира Гейлани и многих других, которым было суждено появиться на свет по этой благородной генеалогической линии, а, целуя в голову Хусейна, он целовал всех его славных потомков, таких как Зейд ибн Али Зейнульабиди, Джафар Садык и многих других. И в том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) предвидел все это, нет ничего странного, ведь он видел и предсказал много из того, что должно было произойти уже в этом мире, рассказывал, словно считывал с неведомого экрана, о положении людей в барзахе, в День Страшного Суда, о том, кто будет пребывать в Раю и в Аду, и что они будут чувствовать… Поэтому нет ничего удивительного в том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) своим взором пророческой прозорливости видел славных наследников пророчества и именно этим вызвано его особое отношение к своим внукам. Как выразился один ученый, в том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) целовал Хасана (да будет доволен им Аллах), немалая заслуга Абдулькадира Гейлани. И действительно из числа потомков пророка (мир ему и благословение Аллаха) вышла целая плеяда учителей и наставников всех уровней и видимо не случайно в тасаввуфе (суфизме) решающее значение играет так называя «сильсиля» — генеалогическая цепь, соединяющая шейха с пророком. Другими словами шейхом должен быть непременно потомком пророка.   Таким образом, в корне неправильно считать, что любовь пророка (мир ему и благословение Аллаха) к Хасану и Хусейну была лишь обычным проявлением любви деда к своим внукам, что было бы проявлением слабости и никак не вяжется с пророческой преданностью и самоотверженностью в вопросе выполнения миссии пророчества. Такая божественная благодать, кроме всего прочего, является, по мнению ученых, показателем того, что Аллах принял дуа пророка (мир ему и благословение Аллаха), да и всех мусульман, отраженное в салавате, который мы читаем во время намаза: «О, Аллах! Благослови (нашего пророка) Мухаммеда и его семью, подобно тому, как Ты благословил (пророка) Ибрахима и его семью. О, Аллах! Даруй благодать и благоволение (нашему пророку) Мухаммеду и его семье, подобно тому, как Ты даровал благодать и благоволение (пророку) Ибрахиму и его семье». Как известно Аллах принял дуа Ибрахима (мир ему) в отношении его потомков и доказательством тому целая плеяда пророков и посланников из числа его прямых потомков. Аллах принял дуа и нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха) тоже, но так как после него пророков и посланников быть уже не может, благословение Всевышнего выразилось в том, что по линии пророка (мир ему и благословение Аллаха) ведут свое начало несметное количество ученых и духовных наставников. А раз так, то вполне закономерно, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) требует любви и уважения к своей семье. Кстати, это находит свое отражение и в Коране: «Скажи: «За это (доведение истины и наставление) я не прошу у вас вознаграждения, кроме любви в отношении (моих) близких» (сура Шура, 42/23). Таким образом, становится понятным, почему пророк (мир ему и благословение Аллаха), говоря «я оставляю вам две драгоценности, держась за которые вы не собьетесь с пути» делает акцент на свою семью. На самом деле это не только не входит в противоречие, но даже подтверждает мысль, выраженную в хадисе, который на слуху даже в нашем регионе: «Я оставляю после себя две вещи, держась за которые вы не впадете в заблуждение: Книга Аллаха (Коран) и сунна Его пророка». По сути, этот хадис и хадис, приведенный в начале статьи, две стороны одной медали. Ведь тот, кто не следует пути пророка (мир ему и благословение Аллаха) не может являться наследником пророчества, какие бы он выкладки по своему генеалогическому древу не делал и как бы он не настаивал на своей принадлежности к благородному потомству пророка (мир ему и благословение Аллаха). Попутно хотелось бы отметить, что очень часто люди заявляют о принадлежности – истинной или надуманной – к роду пророка совершенно не понимая о мере ответственности, которая ложится на их плечи. Быть из рода пророка конечно почетно, но это еще и тяжкое бремя ответственности: если ты претендуешь на родство с пророком, то тогда ты должен соответствовать этому статусу и своим поведением и образом жизни. На этом фоне довольно странно видеть и слышать о «деятелях», которые используют претензию на родство с пророком (сказать большее не поворачивается язык) в качестве средства личного обогащения. Неужели эти люди думают, что за это их в Судный День не спросят! Если так, то у этих людей однозначно серьезные проблемы с верой! На мой взгляд, есть два контрольных фактора, так сказать, две точки замера, по которым можно определить является ли человек, претендующий на родство с пророком, еще и наследником пророчества: первое, это отношение к нормам шариата, и, второе, отношение к мирским благам и деньгам в частности (не будем забывать, что потомкам пророка брать закят и садака не полагается). Если есть несоответствие хотя бы по одному из пунктов, то претендент однозначно не является наследником пророческой миссии. Что же касается родства с пророком… Лишь Аллах знает лучше! Хотя по моему субъективному мнению одно должно сочетаться с другим. Как говорится: «назвался груздем – полезай в кузов».

Божий промысел. К вопросу о роли потомков пророка (мир ему и благословение Аллаха) в деле развития и распространения Ислама: говорить об этом можно долго и примеров превеликое множество, а лимит в одну газетную полосу уже на исходе. Поэтому хотелось бы обратить внимание читателей на один интересный факт: представители Дома пророка (ахль аль байт) так и не стали халифами, несмотря на все усилия и многочисленные восстания, которые жестко и кроваво подавлялись, а в тех случаях, когда потомки пророка (мир ему и благословение Аллаха) образовывали свои собственные династии ничего хорошего из этого не получалось (можно вспомнить династию Фатимидов в Египте, Муваххидунов в Северной Африке или Сафавитов в Персии). По мнению ученых, это ничто иное, как божий промысел и у Аллаха для Дома пророка было совершенно иное предназначение. Как говорят ученые, ахль аль байт был той самой неформальной силой, которую власть одновременно и боялась, и ровнялась. Получился почти каламбур. Суть в чем? Вот, к примеру, в династии Омеййадов было достаточно самодуров и тиранов — а в ту пору другой власти у мусульман просто не было (правление Омеййадов приходится по времени сразу после правления четырех праведных халифов) —  так вот именно присутствие ахль аль байт, как считают ученые, заставляло Омеййадов так сказать, соблюдать рамки приличия. Если бы не эта неформальная сила, не имеющая реальной власти, но пользующаяся беспрецедентной любовью и уважением народа, кто знает что могло бы произойти с Исламом в целом. Примерно тоже самое можно сказать и об эпохе Аббасидов. Кстати, ахль аль байт пользовался – заслуженно, естественно – не только любовью и уважение простого народа, сердца ученых тоже были на стороне Дома пророка. Лишь один пример: известно, что Абу Ханифа был подвергнут репрессиям именно за свои неприкрытые симпатии к потомкам пророка (мир ему и благословение Аллаха). У нас почему-то принято считать, что, мол, халиф наказал имама Агзама за то, что тот не захотел стать судьей. Здесь мне хотелось немного прояснить ситуацию. Во-первых имело место два факта репрессий в адрес Абу Ханифы: один в позднюю эпоху Омеййадов и второй в раннюю эпоху Аббасидов. И в том и в другом случае предложения государственной службы были использованы властпридержащими для двух основных целей: проверить Абу Ханифу на предмет его верности режиму и, в случае отказа, получить формальный повод для репрессий. В первом случае – а это было в то смутное время, когда Аббасиды начали теснить Омеййадов в борьбе за влась – губернатор (вали) города Куфа Язид ибн Умар ибн Хубайра, ставленник Омеййадов, решил заручиться поддержкой ученых и предложил каждому из видных ученых мужей города хорошую должность. Абу Ханифа как раз и был одним из видных ученых мужей и ему была предложена должность хранителя печати, без его печати ни одно решение не могло бы вступить силу. Если бы Абу Ханифа согласился, то он стал бы соучастником, так сказать, «подельником» ибн Хубайры. Абу Ханифа естественно не согласился, более того, он сказал следующее: «Если даже он предложит мне в качестве службы пересчитать ворота соборной мечети я даже и на это не соглашусь». Если учесть, что тот же Абу Ханифа высказался по поводу восстания, поднятого праправнуком пророка Зейдом ибн Али по прозвищу Зейнульабидин, что, мол, его борьба подобна битве пророка (мир ему и благословение Аллаха) с идолопоклонниками при Бадре, то сложив оба этих факта мы получим картину. Позиция Абу Ханифы в отношение восставших не ограничилась лишь словами:  он оповестил Зейда ибн Али что присягает ему на верность и отправил тысячу дирхамов помощи. Все это естественно не могло не «напрягать» представителей власти, поэтому губернатор поставил задачу либо «перетянуть» имама, либо получить формальный повод для репрессий. Как известно, случилось второе и Абу Ханифа был брошен в темницу и ежедневно избивался батогами. Аналогичная ситуация происходит и в эпоху правления аббасидского халифа Мансура. Кстати, репрессии стали причиной смерти Абу Ханифы, который, как сообщается, умер в тюрьме. Что-то похожее происходит и с имамом Маликом ибн Анасом, основателем маликитского мазхаба. Примера этих двоих ученых мне кажется достаточно, чтобы показать каким было отношение ученых к представителям Дома пророка в целом.

О, Аллах! Благослови (нашего пророка) Мухаммеда и его семью, подобно тому, как Ты благословил (пророка) Ибрахима и его семью. О, Аллах! Даруй благодать и благоволение (нашему пророку) Мухаммеду и его семье, подобно тому, как Ты даровал благодать и благоволение (пророку) Ибрахиму и его семье. Аминь. 

Ахмад Исхаков