О ЗАВИСТИ (ХАСАД)
Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного
«Хасад» и «гыбта»
В арабском языке есть два слова, которые на русский язык переводятся одинаково: зависть. Эти два слова: «хасад» и «гыбта». Слову хасад дается следующее определение: сильное и навязчивое желание того, чтобы то или иное благо или блага материального или нематериального характера, имеющиеся у того или иного человека или тех или иных людей, перестали существовать. На мой взгляд это дурное человеческое качество очень хорошо характеризует следующий анекдот. В одном городе или селе или даже деревне жил да был один очень завистливый человек. И вот как-то раз ему посчастливилось найти кувшин с джинном, который был готов выполнить одно любое его желание, но при условии, что его сосед получит в два раза больше того, что бы он не пожелал. Тут завистник начал думать: «Что бы попросить? Корову? Но ведь у соседа будет две. Новый дом? Тогда у соседа будет два новых дома». Вот он думал-думал и так и сяк, весь уже извелся от тяжких дум, но ведь не пропадать же желанию. Наконец он придумал и обратившись к джинну сказал: «Значит так, выбей мне один глаз!» Возможно кого-то покоробит черный юмор этой вымышленной истории, однако она очень точно характеризует человека, который находится в плену самой что ни есть черной зависти (вероятно именно так можно перевести слово «хасад» русский язык). Весь вопрос лишь в том, что завистник желает, чтобы объект его зависти лишился тех или иных благ, добродетелей или достоинств; в то время, как обретение этих благ им самим дело вторичное. В свою очередь слово «гыбта», которое уместнее всего переводить на русский язык как «белая зависть», означает желание и стремление достичь тех же благ, достоинств и добродетелей, что и у того или иной человека или людей. Однако к этому желанию обретения не примешивается желание лишить оппонента тех или иных благ материального или нематериального характера.
«…от зла завистника, когда он завидует»
Коран учит нас прибегать к защите Всевышнего от «зла завистника, когда он завидует». Кто-то, наверное, сказал бы: «Да нехай завистник подавится! Мне-то что от его зависти?» Однако ученые называют как минимум два фактора, наличие которых стоит того, чтобы просить защиты Аллаха (да и к тому же: ведь Всевышний не учит нас пустым и бесполезным вещам?) Во-первых, человек, охваченный столь сильным негативным чувством обычно не сидит без дела и не сохнет от тоски, а зачастую действует. Вполне очевидно, что эти действия деструктивного характера будут направлены на объект зависти. И так как здесь уже не будет никакой логики и здравого смысла, можно ожидать любой низости и подлости, любого удара исподтишка. Вот вам маленький пример: у одной бабушки в деревне был петух. Большой, красивый, пышущий здоровьем, великолепный осеменитель. И вот в один из дней (мне рассказал очевидец) он начал как-то прихрамывать и когда его поймали, чтобы посмотреть что же с ним такое, оказалось, что кто кто-то перевязал бедной птице детородный орган суровой ниткой. Это кем надо быть, чтобы так надругаться над бессловесной животиной?! Можно ли говорить о какой-либо логике и здравом смысле?! Очевидно, что наших ресурсов и возможностей не хватит на то, чтобы предусмотреть каждый дурной замысел и защитится от него, поэтому нужно прибегать к защите и покровительству Господа Миров. Второй момент: завистники очень часто бывают глазливыми, то бишь могут сглазить. А сглаз это такая штука, защитить от которой может лишь только Всемогущий Творец! Он же и учит нас через своего пророка и посланника профилактике и защите от сглаза, а также порчи, колдовства и других скрытых форм негативного метафизического воздействия. О порче и сглазе мы более подробно останавливались в одной из предыдущих статей, и возвращаться к этой теме не будем.
«Нет зависти, кроме как в двух случаях…»
Что же касается белой зависти или гыбта, то ситуация здесь несколько иная: завистник не желает зла объекту зависти и не вожделеет того, чтобы блага и добродетели были отняты у объекта зависти, а лишь хочет чтобы эти блага и добродетели появились у него. Однако посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Не должно быть никакой зависти, кроме как в отношении двоих людей: первому даны знания (и мудрость) и он распространяет их днем и ночью, а второму Аллах даровал имущество, и он расходует его на пути Всевышнего днем и ночью» (Бухари, Муслим и другие) В некоторых риваетах вместо знаний и мудрости говорится «Аллах даровал Коран и он водружает его днем и ночью». Данная фраза, мнению ученых, означает: Аллах даровал понимание Корана, а водружать (йукыыму) означает следовать его повелением, а также доводить коранические истины до других людей. Так или иначе посланник Аллаха и (мир ему и благословение Всевышнего) допускает лишь два случая, где зависть допустима. Следует отметить, что в оригинале хадиса проходит слово «хасад», что означает «черная зависть» и вызывает некоторые вопросы (при том, что единодушны в своем мнении, что несмотря на использование слова «хасад» следует понимать как «гыбта»). Может быть в эпоху пророка (мир ему и благословение Аллаха) эти два термина не были четко разграничены? Или же посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) хотел подчеркнуть, что даже такая зависть небезопасна? Кто знает. В целом же о зависти (хасад) в хадисах говорится, что нужно ее остерегаться потому что она уничтожает благие деяния также, как огонь пожирает сухие дрова; и что в сердце человека не могут сойтись вера и зависть. Вот, кстати, хадис о зависти и ее последствиях. Посланник Аллаха (мир ему и
благословение Всевышнего): «Есть четыре вида людей относительно знаний и имущества. Первый, это те, кого Аллах наделил и знаниями и имуществом, и они расходуют их на пути Аллаха днем и ночью. За свое усердие в Судный День они будут вознаграждены. Второй, это те, кого Аллах наделил знаниями, но не наделил имуществом, и вот они смотрят на первых и говорят: «О, если Аллах нас тоже наделил имуществом и мы бы тоже расходовали на Его пути днем и ночью. В Судный День они получат такое же вознаграждение, что и первые, за свое намерение. Третий, это те, кого Аллах наделил имуществом, но не наделил знаниями и вот они расходуют свое имущество на свои прихоти и желания, и в Судный День будут за это наказаны. Четвертый, это те, кого Аллах не наделил ни знаниями ни имуществом, и вот они смотрят на третьих и говорят: «О, если бы нам тоже было такое богатство, и мы бы тоже транжирили его направо и налево». В Судный День они понесут такое же наказание что и третьи, за свое (неправильное) намерение».
Борьба с завистью – великий джихад
Кто-то может спросить: «Ну, хорошо, с этим понятно. А как быть человеку, который завистлив по своей натуре?» На этот вопрос ученые говорят следующее: если человек осознает свою склонность к зависти и удерживает свой нафс от совершения недостойных действий, то в том ему вреда нет. Даже более того, он будет вознагражден Всевышним за борьбу со своим нафсом. Конечно при этом верующий человек будет стремиться искоренить, вытравить из себя это недостойное качество. В качестве рецепта ученые рекомендуют делать акцент не на сами блага, на их возможные последствия. Ведь чем больше у тебя благ, тем большему риску ты подвержен и тем больше придется нести ответ. В хадисах, в частности, говорится о том, что богатые люди попадут в рай на пятьсот лет позже бедных и ученые понимают это так, что богатым придется задержаться чтобы ответить за свое имущественное положение и все, что с ним связано: где взял, куда потратил и так далее. Обладание властью тоже ничего хорошего в Судный День не сулит (если, конечно, не быть бесконечно щепетильным и отдавать своему положению должное, но много ли таких?) Влияние и известность также предполагают больше спроса хотя бы уже потому, что на влиятельных и известных ориентированы люди. В общем, чем больше мирских благ тем больше ответственности и спроса, тогда стоит ли этому завидовать?
Зависть немирская, зависть неземная
Может возникнуть еще и такой вопрос: как насчет зависти к немирским благам? Начнем с того, что такое тоже бывает и таких случаев среди духовенства (или «так называемого духовенства»), среди имамов и хазратов достаточно много. Зависть к обладателям знаний, известности и популярности среди людей явление, ох какое нередкое! На этом фоне происходило и происходит много интриг, грязной подковерной игры, раздора и разлада между бывшими друзьями и соратниками. Хотя не мирские блага по сути не подразумевают зависти, но она бывает и ученые называют три возможные причины: первая, это невежество. Другими словами некоторые люди просто до конца не понимают куда обращены те или иные не мирские блага, что здесь совершенно нет почвы для зависти и ревности (говоря о не мирских благах подразумеваются в частности такие качества как искренность, богобоязненность, мудрость и так далее). Вторая причина, завистник на самом деле видит в этих благах средство обретения вполне себе мирских благ: имущества, положения, статуса, известности и прочего; по сути, являясь двуличным лицемером. Или же, третий вариант, считает двуличным своего оппонента, позволяя себе тем самым, думать плохо о брате по вере. Тогда как Аллах и Его посланник наставляют не только хорошо относиться к братьям по вере, но и хорошо думать о наших единоверцах. К тому же такого рода зависть это своего рода претензия к милости Аллаха и к Его решению. То есть Аллах по своей милости дал кому-то те или иные достоинства и добродетели, ты, выходит с этим не согласен? Тот, кто не согласен с милостью Аллаха будет наказан лишением милости, а не согласие с решением Всевышнего это вообще дорога к погибели.
«Смело товарищи в ногу…»
Конечно, зависть и ревность не всегда бывают обращены к каким-то личным качествам того или иного, или тех или иных мусульман. Чаще всего страсти разгораются на фоне проводимой работы и выбранной методики. Бывает так, что к кому-то тянется больше людей или кто-то обрел больше последователей или к кому-то на лекции ходят толпами, а к кому-то не ходят вовсе. На этом фоне и разыгрываются целые баталии, полемики и споры на предмет того, кто идет верной дорогой, а кто нет, кто погряз в нововведениях, а кто истинный последователь самого пророка (мир ему и благословение Аллаха)… За всем этим мы, мусульмане, как-то не замечаем того, что зачастую отходим от созидательной работы и скатываемся в бесполезную и деструктивную полемику. Помнится одно время вашего покорного слугу донимал один брат-мусульманин на предмет того, а верной ли ты дорогой идешь товарищ? И мне как-то не получалось (да и я думаю, в итоге не получилось) втолковать ему, что все мы, мусульмане, идем верной дорогой, дорогой Ислама. А вот выбранная методика или избранная ниша работы, это вопрос вторичный. Я полагаю, никто из мусульман не мучается от бессонницы, ворочаясь с боку на бок в тяжких раздумьях на предмет, является ли Ислам истинной религией? Подобные терзания означали бы, что у человека пошатнулась вера, а это страшно! Ведь человека в Судный День не спросят был он в том или ином тарикате, джамаате или движении или нет. С него спросят был ли он верующим и следовал ли заповедям Корана и сунны, удерживал ли свой нафс от совершения греховного, был ли справедлив к себе и к своим окружающим… Нас губит наша узость мышления и местечковый подход, у нас не развито ощущение того, что мы огромная исламская умма. Да, разная, да, пестрая, да, многоликая, но единая! Ненужная, бесполезная, деструктивная толкотня удручает! Разве Аллах и Его посланник не призывали нас единству, единению и сплоченности? Или эти истины вышли из моды и устарели, и в ходу местечковый шовинизм?
О, Аллах! Убереги нас от происков шайтана и нафса, от зависти, ревности и дурных мыслей в отношении братьев-мусульман и сестер-мусульманок! Аминь.
Ахмад Исхаков