О ШИИТАХ

Обычно это слово ассоциируется с исламской республикой Иран, с женщинами во всем черном, с духовными лицами в черных халатах и в черных чалмах, в общем: говорим шииты, подразумеваем Иран, говорим Иран, подразумеваем (хоть и не всегда) шиитов и шиитский Ислам (ну, или, шиитское понимание Ислама). Кстати, раз уж речь зашла об Иране, ни для кого не секрет, что у нашей страны достаточно, скажем так, позитивные и даже близкие отношения с этой, в общем-то,  мало понятной для нас страной. По всей видимости, наши «властьпридержащие» видят в этом какую-то геополитическую, экономическую и стратегическую выгоду (а в политике всегда исходят из соображений выгоды), во всем этом я не силен и, судить о целесообразности данного подхода, я не берусь. Однако не может не вызывать недоумение (по крайней мере у вашего покорного слуги это вызывает сильное недоумение и досаду) тот факт, что некоторые наши духовные управления питают недюжинную симпатию и предрасположенность то ли к республике Иран, то ли к иранским шиитам, то ли к шиитскому исламу, что выражается в командировках в эту страну (оплачиваемую, кстати, принимающей стороной и это при продолжающемся экономическим эмбарго и тотальной бедности населения), обмене студентами (точнее программа типа «наши (российские) студенты ваши (иранские) преподаватели»), проведение семинаров и конференций и т.д. и т.п. Не следует также упускать из вида, что Иран это одна из стран, которая активно экспортирует свою идеологию. «Ну и что же тут такого» возразите вы. Может быть и действительно ничего такого нет, а может… Вообще-то у нас, у российских мусульман была уже похожая ситуация, когда наше духовенство плотно дружило с одним небезызвестным королевством (с которым, кстати, у нашей страны были и остаются достаточно ровные экономические и культурные связи), отправляли студентов, принимали учителей, возили литературу, получали материальную помощь (и не малую)… Только вот потом оказалось, что идеология, которую это маленькое, но гордое королевство активно распространяло, нам, что называется, «нэ трэба». И некоторых регионах идет практически необъявленная война против этой, некогда довольно модной, идеологии, которая заключается, в прочем, по большей части в гонениях на представителей данного исламского течения. Так с чем мы столкнемся завтра, когда шиитская идеология пустит корни (хотя не факт, конечно, что это произойдет), не получится ли так, что мы поменяли шило на мыло?

Ну, да, ладно. Каждый, как я понимаю, несет ответственность в меру своих полномочий и власти. К примеру, в рамках моих возможностей что-то вам рассказать, поделиться или предостеречь, и я несу ответственность и буду спрошен за то, как и в каких целях, я этими возможностями пользовался (или же не пользовался). Давайте вернемся к изначальной теме: к шиитам. На мой взгляд, для лучшего понимания предмета  имеет смысл обратиться к истории явления, так сказать к истокам.

История явления. Шиизм одно из самых ранних исламских течений (наряду, пожалуй, с хариджитским движением). Историки называют несколько факторов, которые способствовали появлению и развитию данного явления. Сразу же следует отметить, что шииты делились и делятся на фракции, среди которых есть как умеренные, так заблудшие, вышедшие из Ислама группы. Вообще слово «ши`а» означает «сторонник, приверженец» и ранние шииты получили свое название за то, что были сторонниками и приверженцами зятя пророка Али (да будет доволен им Аллах). Давайте пристальней вглядимся в исторические факты и попытаемся увидеть причины, способствовавшие размежеванию мусульманской уммы ( ведь и появление на исторической сцене и шиитов, и хариджитов и других движений ничто иное как раскол, размежевание).

Избрание халифа. По сути дела первые предпосылки для появления этого течения можно увидеть на примере избрания первого халифа после смерти пророка (мир ему и благословение Аллаха). Как известно уважаемым читателям сразу после того, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) покинул этот мир, пред мусульманами встал вопрос, кто возьмет бразды управления в свои руки? Ситуация была критическая (если не  забывать о том, что объявились лжепророки, некоторые племена стали отходить от Ислама, а еще нависала угроза нападения со стороны Византии, то можно примерно представить насколько критической была ситуация). Так как пророк (мир ему и благословение) не оставил четких директив по этому поводу вопрос избрания халифа сразу же наткнулся на разногласия. Тело пророка (мир ему и благословение) еще не было предано земле, а ведущие ансары и мухаджиры собрались под навесом принадлежавшем роду Бану Саида для решения данного острого вопроса. Было озвучено три мнения по вопросу, кто должен стать халифом. Первое мнение: халифом должен стать кто-то из ансар, ведь это ансары приютили пророка, защищали и оберегали. Это мнение отстаивали группа ансар во главе с Са`дом ибн Убадой. Второе мнение: правителем должен стать кто-то из мухаджиров из племени Курейш, ведь именно мухаджиры были первыми, кто принял Ислам, к тому же арабы не станут подчиняться другому племени помимо Курейша. Третье мнение: халифом должен стать человек из рода пророка Бану Хашим (одна из ветвей в племени Курейш), а самый достойный из Хашимитов это его зять и двоюродный брат Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах). Как известно прения длились не долго, второе мнение возобладало, и первым халифом стал Абу Бакр (да будет доволен им Аллах). Таким образом вопрос был улажен, первое мнение кануло в лету и более не поднималось, тогда как третье мнение не появлялось на повестке дня до второй половины правления третьего халифа Османа ибн Аффана ( да будет доволен им Аллах).

Абдуллах ибн Саба. Этот человек считается основателем шиизма как направления, причем не только многими  исламскими учеными, но и большим количеством западных ученых. Вот что пишет о нем историк Ибн Джарир ат-Табари: «Абдуллах ибн Саба был иудеем из Саны (Йемен). Его мать была черной наложницей. Он принял Ислам/сделал вид, что стал мусульманином во времена правления Османа ибн Аффана (да будет доволен им Аллах). Он посетил много исламских регионов с целью сбить с пути мусульман начиная с Хиджаза (Аравия), потом направился в Басру (Ирак), а затем в Шам (Ближневосточный регион). В Шаме ему не удалось никого привлечь на свою сторону и жители Шама изгнали его. Потом он направился в Египет. В Египте он говорил людям, в частности, следующее: «Удивительна позиция тех, кто верит в возращение Исы (Иисуса) и не верит в возвращение Мухаммеда. Ведь Аллах в Коране сказал: «Тот, кто ниспослал тебе Коран и сделал его предписания обязательными, непременно вернет тебя к месту возвращения» (сура Касас, 28/85). Да, и потом, Мухаммед более Исы (Иисуса) достоин возвращения назад». Ибн Саба продолжил: «Было тысяча пророков и у каждого из них был преемник. Преемником Мухаммеда является Али. Мухаммед последний из пророков, а Али последний из преемников». Ибн Саба добавил: «Осман узурпировал пост халифа. Преемник пророка находится среди вас, восстаньте и восстановите справедливость. Начните действовать, критикуя представителей власти. Чтобы привлечь симпатию людей делайте вид, что хотите предписать благое и удержать от дурного…» Абдуллах ибн Саба направил своих приверженцев во все стороны. Он вел активную переписку со своими сторонниками во всех регионах. Его сторонники распространяли его идеи среди людей, делая вид, что хотят привить благое и воспрепятствовать дурному. Повсюду распространялись (подметные) письма, в которых описывались дурные деяния и ошибки представителей власти. Деструктивная пропаганда велась активно и повсеместно. Однако они скрывали свои истинные намерения..» (Тарих ат-Табари, том4, стр. 340, издательство Дар аль Ма`ариф). Ибн Саба пошел дальше в своих высказываниях и стал называть Али (да будет доволен им Аллах) воплощением Аллаха. Когда Али об этом узнал, он захотел предать ибн Саба смертной казни, но Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) посоветовал ему этого не делать дабы не вызвать еще больших внутренних противоречий. В итоге, Али ограничился тем, отправил ибн Саба в ссылку. После гибели Али от рук хариджита ибн Саба стал говорить, что в действительности Али не погиб и что это Иблис принял облик Али, тогда как Али подобно Иисусу вознесся на небо. Он говорил: «Те, кто говорит, что Али погиб, такие же лжецы как иудеи и христиане, которые утверждают, что Иса (Иисус) ибн Марьям был распят. Иудеи и христиане увидели распятого человека и посчитали, что это и есть Иисус. Те, кто верит в гибель Али сходны с ними: они увидели убитого человека и посчитали, что это Али. Тогда как Али вознесся на небо, гром это его голос, а молния отражение его улыбки». В книге аль Фарк байн аль Фирак передается, что Омар ибн Шурахбиль сказал ибн Саба: «Али погиб». На что тот ответил: «Мы не поверим в это даже в том случае, если вы принесете нам в чаше его голову, он не умрет до тех пор, пока не снизойдет с неба и не станет править всем миром». Последователей ибн Саба называют Сабаиййа или Сабаиты. По сути это течение отошло от Ислама (что очевидно по их воззрениям где красной нитью проходит обожествление Али в прямом смысле этого слова) и современные шииты их за шиитов не считают. Попутно следует отметить, что кроме Сабаитов крайним шиитским течением считается движение Гурабиййа или Гурабиты, которые хоть и не считали Али божеством, но при этом верили, что Али выше Мухаммеда (мир ему и благословение), и что это Али должен был быть пророком и что Джабраиль ошибся, передавая откровение. Это течение также вышло из Ислама. Впрочем, представителей ни того, ни другого течений сегодня уже не осталось.

Персидский след. В формировании и развитии шиитского кредо не малую роль сыграла древняя персидская  культура и философия власти. Многие исламские и западные ученые считают, что концепция сакральности власти и принцип передачи власти по наследству пришел в шиизм от персов. Арабы, как известно, привыкли жить свободно и независимо, тогда как для персы жили под властью своих Хосроев и привыкли к тому, что власть должна передаваться от отца к сыну. Но так как у пророка не было наследника, они считают, что самым лучшим кандидатом в преемники пророку является Али, а после него его потомки. Однако к шиитскому кредо мы еще – иншАллах – вернемся. Попутно хотелось отметить, что есть ученые, которые усматривают в иранском шиизме некую форму противодействия, пусть и достаточно завуалированную, мусульманам и Исламу. Все дело в том, что персы никак не смогли принять тот факт, что какие-то там дети пустыни, у которых и государства то никогда не было, пришли и разгромили государство с многовековым укладом и богатейшей культурой. Не лишним будет напомнить, что в те времена были две супердержаы: Византия и Персия. Так вот мусульмане потеснили первых, и разгромили последних. Вот этого то персы так и не смогли простить мусульманам, но выступить в открытую они тоже не могли. Вот они и пришли к такому завуалированному и неясному методу противодействия. Как сказал один и ученых: «Ими движет не любовь к Али, а ненависть к Умару (да будет доволен Аллах ими обоими)».

Моральный облик Али и его мученическая гибель. Говоря о формировании концепции шиизма, конечно, нельзя обойти фигуру и самого Али. Нет нужды говорить, что и среди нас, суннитов, Али пользуется глубоким уважением и почтением. Тогда как шииты превозносят его до небес. Хотя шиизм появился и развивался без участия Али, все же он повлиял на появление и развитие данного течения, пусть и достаточно опосредованно. Говоря все это, я ни в коем разе не хочу ни обвинить, ни упрекнуть, ни даже – да убережет нас всех Аллах! – навести даже тень сомнения на его благородный облик. Али (да будет доволен им Аллах) делал то, что ему надлежало делать как мусульманину и это не могло не вызывать почтения и уважения к его благородной личности. Люди восхищались его богобоязненностью, храбростью, благородством, умом, умением находить правильные решения в запутанных ситуациях и многими другими качествами. К сожалению, люди в своей любви не смогли соблюсти рамки дозволенного, в то время как такие люди как ибн Саба использовали, можно даже сказать эксплуатировали, любовь людей в своих низменных целях. Мученическая гибель Али вызвала еще большую любовь и симпатию людей. Как известно уважаемым читателям, четвертый праведный халиф стал жертвой покушения хариджита ибн Мульджама в то время, когда пятничным утром повелитель правоверных направлялся в мечеть на утренний намаз. Да милость ему и благоволение Аллаха!

Потомки Али и политика властей. С гибелью Али все не закончилось. После него остались Хасан и Хусейн, сыновья Фатимы и прямые внуки пророка. Репрессивная политика властей способствовала росту народной любви. Стоит отметить, что, будучи халифом, Али перенес своей центр из Медины в Багдад, и его сторонниками были жители этих мест. В Ираке до сих пор, кстати, половина населения шииты. Гибель Хасана, которого отравили, и мученическая смерть Хусейна со всеми его потомками от рук Омеййадов на глазах у его сторонников (кстати, всего пару дней назад была годовщина этой трагедии, произошедщей в Кербеле), наряду с деспотизмом Омеййадов в этом регионе в сочетании с беспокойным характером самих жителей Ирака стали той самой благодатной почвой, на которой зажегся огонь ненависти по отношению к мучителям и гонителям потомков пророка, и чувства привязанности, любви и почитания в отношении гонимых и отверженных. В общем, как это часто бывает, крайность породила противоположную крайность.  

Хотелось бы отметить, что подобно тому, как шииты не являют собой однородную массу и состоят из разных фракций и подгрупп, также и приведенные здесь причины не предполагают целенаправленного взаимодействия между собой, а могут служить, каждая из них в частности, фактором формирования той или иной фракции/фракций.

Продолжение следует.

Ахмад Исхаков