О МУДРОСТИ (ХИКМА)
Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
«Хикма» и мудрость: одно и то же?
Арабское слово «хикма» или «хикмат» (с «та` аль марбута» на конце) имеет такие значения как знания, прозрение, понимание сути (фикх), философия, понимание причин и следствий процессов и сущностей, осознание истинной сути Корана и Книги Бытия (то есть Вселенной и всего, что в ней есть и происходит), проникновение в корень конечных целей (гаят) и польз (масалих)… И это еще не весь перечень значений данного слова. Таким образом, слово «хикма» несоизмеримо гораздо более емкое, многогранное и наполнено гораздо более глубокими смыслами, чем просто слово «мудрость», под которым чаще подразумевается обладание большим умом, знаниями и опытом. Хотя слово «хикма» чаще всего переводится на русский язык как «мудрость», но, как говорили в Советском Союзе, «говорим партия, подразумеваем Ленин…» Также и в нашем случае, «говорим мудрость, подразумеваем…», а вот хоть немного разобраться в том, что же подразумеваем, и призвана эта статья. Успех лишь от Аллаха.
Хикма в значении таинства и тонкости Корана.
Для начала обратимся к тому, что же и в какой связи данное понятие проходит в Коране. Итак, первая цитата (которая, кстати, вынесена в эпиграф): «Он дарует мудрость (хикма), кому пожелает, и тот, кому дарована мудрость, награжден великим благом. Однако поминают назидание только обладающие разумом» (сура Бакара, 2/269) По мнению ученых, слово «хикма» (мудрость) в данном случае означает таинства и тонкости Корана, а также скрытые смыслы и тайны мироздания, раскрываемые в Последнем Завете (т.е. в Коране). Если подняться чуть выше по тексту (то есть рассмотреть предыдущие аяты) мы увидим, что Аллах делает ряд назиданий нам, верующим, используя при этом сравнения и метафоры (аяты с 261 по 267), а в 268 аяте говорит: «Сатана угрожает вам бедностью и велит творить мерзость. Аллах же обещает вам прощение от Него и милость. Аллах – Объемлющий, Знающий». Тогда как с 270 аята Аллах вновь дает разъяснения о необходимости тратить на Его пути и недозволенности использования лихвы (ссудного процента). Таким образом, 269 аят является как бы промежуточным, в нем Аллах дает понять, что лишь те, кому дано особое понимание (хикма) способны усвоить те сокровенные истины, что заложены в Коране, и извлечь из этого пользу, следуя божьим заветам. Некоторые ученые склонны рассматривать мудрость (хикма) в виде качества, возникающего в человеке, который обретает полезные знания и следует им, совершая благодеяния. Таким образом, возникает последовательная цепь: правильные знания – благие деяния – мудрость (хикма) в которой второе, является следствием волевого решения первого, а третье божественным даром и поощрением за второе. Не следует также забывать, что третье подвигает к первому и образуется некая нарастающая спираль. Часть ученых идет еще дальше и рассматривает хикма в двух категориях: теоретическую и практическую. Теоретическая хикма означает считывание сущностей и событий в мироздании подобно тому, как читают книгу; внимание происходящему подобному тому, как знатоки внимают симфонии; стремление каждый раз понять истинную подоплеку происходящего; усилия, направленные на расшифровку таинственных взаимосвязей между физическим и метафизическим началами. Тогда как практическая мудрость (хикма) это, как результат осознания и прозрения, стремление найти автора книги, композитора симфонии и дирижера оркестра через поклонение, страстный и неукротимый поиск Его, и как итог, изумление, восхищение, восторг и трепет от пребывания пред Ним. Таким образом, началом хикма является глубокое размышление (тафаккур), поиск и исследование, серединой покорность и поклонение, а итогом духовная радость (заук ар-рухани) и обретение вечного блаженства.
Хикма как пророчество и таинства миссии посланников.
А вот что говорится в 151 аяте суры Бакара: «Таким же образом Я ниспослал вам Посланника из вашей среды, который читает вам Наши аяты, очищает вас, обучает вас Писанию и мудрости (хикма), обучает вас тому, чего вы не знали» (сура Бакара, 2/151) По мнению большинства ученых, под словом хикма подразумевается сунна пророка (мир ему и благословение Аллаха!), которая основана на божественном откровении (уахйи). Читатели, наверное, помнят, что откровение (уахйи) бывает двух видов: так называемое «прочитанное откровение» (уахйи матлув) и «непрочитанное откровение» (уахйи гайри матлув). Прочитанное откровение — это Священный Коран, тогда как непрочитанное откровение — это сунна пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха!) Тот факт, что в тексте аята понятия Писание (аль китаб) и хикма (мудрость в значении сунна пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха!)) проходят как два отдельных друг от друга, доказывает, что хикма нечто отдельное от Писания. Кстати, неоспоримым подтверждением того, что слово «хикма» в Коране иной раз действительно используется в значениях пророчество, таинства пророческой миссии и сокровенные пророческие знания, служит следующий аят: «Таковы мудрости, которые внушены тебе в откровении от твоего Господа. Не поклоняйся наряду с Аллахом никакому другому богу, а не то будешь брошен в Геенну порицаемым и отверженным» (сура Исра, 17/39) Если пройтись по кораническому тексту выше, то мы вновь столкнемся с божественными предписаниями и запретами, а также с раскрытием сокровенных истин. Стоит отметить, что слово «хикма» используется в значении пророчество и таинства пророческой миссии не только в отношении нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха), но и в отношении других пророков: «Они разгромили их по воле Аллаха. Дауд убил Джалута и Аллах даровал ему царство и мудрость и научил его тому, чему пожелал…» (сура Бакара, 2/251) А также: «Мы даровали Лукману мудрость: «Благодари Аллаха! Тот, кто благодарит, поступает только во благо себе. А если кто неблагодарен, то ведь Аллах – Богатый, Достохвальный» (сура Лукман, 31/12) Хотя, справедливости ради надо отметить, что в отношении последней цитаты ученые расходятся во мнениях, и часть ученых считает, что дарование мудрости (хикма) Лукману не есть веское доказательство того, что он действительно был посланником Аллаха, а не просто праведным рабом Всевышнего.
Хикма как доброжелательность и расположение.
И еще одна цитата: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем» (сура Нахль, 16/125).В данном случае, по мнению ученых, слово «хикма» означает доброжелательность, которое включает в себя и теоретическую и практическую мудрость. В чем это выражается на практике? Призыв к пути Господа с мудростью означает доведение правильных вещей, в правильное время, в правильной мере правильному собеседнику, то бишь говорить, разъяснять и показывать на своем примере именно то, что нужно, когда это уместно, столько, сколько нужно и именно тем, кому это нужно. Я полагаю, вполне очевидно, что мы, к сожалению, данным видом мудрости не обладаем. Тогда как посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) обладал этим качеством в полной мере. В данном случае обладание таким видом мудрости предполагает не только безупречное знание и понимание предмета, но также и безупречный личный пример, и, в немалой степени, умение «считать» собеседника. В то время как наши попытки призыва других к Исламу, чаще ограничиваются примитивным пересказом неусвоенной