О МАХДИ

Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Мáди, Мáхди или же Махдú?

В одной из прошлых статей мы говорили о Дадджале и, было бы логично, если в этот раз поговорим о Махди. Это одна самых излюбленных тем среди мусульман, возможно даже самая излюбленная, но статистических данных у меня нет, поэтому утверждать не берусь. Начнем, пожалуй, с имени, слово Махди (с ударением на последнем слоге) образовано от корня ха-да-йа: «быть на верном пути, быть наставленным на истину, следовать истине» и дословно означает «наставленный на истинный путь» и предполагает, что кем была, ни была эта личность, она наставлена на истину и ведет других людей верным путем. Мне доводилось слышать произношения типа Мáхди и даже Мáди, что является искаженным произношением. Может быть, это не столь уж и важно, но все же…

Махди в хадисах

О пришествии Махди довольно много говорится в рамках достоверных хадисов, тогда как слабых и недостоверных риваятов вообще море. Приведем пару-тройку достоверных хадисов. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах!) передает: посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Каково вам будет, когда Ибн Марьям (Иса (мир ему) снизойдет к вам, а имам будет из вашего числа (и в намазе он станет за вашим имамом (Махди))?» (Бухари). Абу Саид аль Худри (да будет доволен им Аллах!) передает: «Мы опасались смуты после пророка и спросили у него (об этом) и он (мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «В моей умме будет Махди и будет жить пять или семь или девять (здесь рави засомневался)». Мы спросили о том, что означают эти цифры и пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: « Это года» и продолжил: «Придет человек и скажет: «О, Махди! Дай и мне тоже, мне тоже!»  и он даст ему столько (добра) сколько он сможет унести» (Тирмизи). Абу Саид аль Худри (да будет доволен им Аллах) передает: «Махди от меня (из моего рода). У него открытый лоб и тонкий нос. Он наполнит этот мир справедливостью, подобно тому, как она наполняется угнетением и притеснением, и будет править семь лет» (Ахмад ибн Ханбаль, Абу Дауд). «Даже если этому миру останется всего лишь день, Аллах продлит его настолько, насколько нужно для того, чтобы из моего рода пришел некто (Махди), встал во главе людей и наполнил этот мир справедливостью,  правом, счастьем и благополучием» (Абу Дауд, Тирмизи). Приведенные риваяты – это даже не вершина, а всего лишь небольшой кончик айсберга; тогда как чтобы привести их все, понадобилась бы небольшая книга, а если еще привести хотя бы основные высказывания ученых, то получился бы толстенный фолиант. В общем, в двух-трех словах идея такова: ближе к Судному Дню, когда положение вещей станет хуже некуда, появится некая личность из уммы пророка Мухаммеда и из его рода, который со своими сторонниками наведет порядок, восстановит справедливость, и наступит счастливая и благополучная жизнь для всех людей на земле. Понятное дело, что чем хуже были дела у уммы, тем сильнее мусульмане жаждали появления такой вот личности, которая все исправит и уладит.

С другой стороны, среди мусульманской уммы были и те, кто жаждал стать такой личностью и даже прямо заявлял о своих притязаниях подобного рода, причем это начало происходить еще в раннюю эпоху Ислама. К примеру, одного из аббасидских халифов даже звали Махди, который, как говорят, был достойной личностью. Сегодня же мы наблюдаем, как выразился один из современных ученых, «инфляцию Махди». Только и слышишь, там объявился, тут объявился. Можно было сказать, ну, что же, спрос порождает предложение. Однако, такое положение дел вызывает сумбур в головах и сердцах, приводит к полемике и спорам, порождает рознь и конфликты. Поэтому я возьму на себя смелость напомнить уважаемым читателям некоторые положения, знание которых поможет сориентироваться в этой, довольно непростой ситуации:

1.   Прежде всего, нужно сказать, что данный вопрос не связан с вероубеждением. То бишь если кто-то не принимает кого-то в качестве ожидаемого имама Махди, то худшее, что может произойти – это лишение благодати (бараката), которую Аллах способен дать (конечно, это лишь в том случае, если отрицаемый и не принимаемый на самом деле является тем самым Махди). К примеру, если этот самый Махди пришел с какой-то новой и эффективной методикой или с какими-то эффективными решениями, то отвернуться от Махди будет означать лишиться тех плюсов, которые данная новая и эффективная методика способна дать.

2.   Выявление Махди как человека задача довольно-таки непростая. Потому что представители практически любого исламского движения, общины и сообщества склонны считать своего лидера Махди. Любая попытка монополизации столкнется с противодействием, что, в конечном счете, ведет к раздору и конфликтам.

3.   Быть Махди и считать себя Махди не одно и то же. Вообще ни у кого кроме пророков и посланников нет такой задачи, как заявить о себе. У пророков и посланников призывать людей уверовать в них в качестве пророков (а также во всех остальных пророков и пророческую миссию как таковую) является частью их пророческой миссии. Собственно для подтверждения их пророческого и посланнического статуса Аллах давал пророкам и посланникам чудеса (му`джизат). Отрицание пророческого статуса и/или миссии истинного пророка или посланника автоматически ввергает человека в неверие (равно как и признание за человеком, пророком и посланником не являющимся,  пророческого статуса). Собственно задача Махди – служение и призыв к Исламу, а не к признанию за ним самим данного качества (махдиййат). Возможно, незнание и непонимание такого положения вещей и вызвало такое явление как «инфляция Махди». Есть еще такой момент: Ибн Хаджар говорит, что тот, кто называет себя праведником, на самом деле таковым не является. Если подобный подход применим и здесь, то тот, кто называет себя Махди, тот… ну, в общем, каждый сам решает.

4.   Помимо всего остального данная концепция (появление ожидаемого имама) являлась и является мощным мотивирующим фактором для мусульман во все времена. Идея проста: как бы тяжело не было, какие бы лихие времена не наставали, отчаиваться не стоит, ведь грядет появление ожидаемого имама Махди, с приходом которого все изменится к лучшему. Другими словами идея появления Махди ценна уже сама по себе, даже если люди этого Махди никогда не дождутся. Я, конечно же, никоим образом не намекаю на то, что данная идея является пустой и эфемерной, раз об этом говорится в достоверных хадисах, к этому как минимум нужно прислушаться. Другое дело, что целенаправленное пассивное ожидание того, кто придет и все разом исправит, представляется мне делом пустым и недостойным. Рассказывают, что некий прихожанин сказал, обратившись к алиму: «Незачем переживать, Махди придет и все исправит», но что ученый ответил: «Когда Махди придет, пусть он найдет тебя за стоящим делом».

Махди: человек, коллективная личность или и то, и другое вместе

Когда читаешь риваяты о деяниях Махди, то сталкиваешься с описанием таких мощных и кардинальных преобразований, которые зачастую не под силу целой куче реформаторов, наделенных финансовыми и административными ресурсами. Возникает вопрос: как один человек способен такое реализовать? Кто-то может возразить: «Ну, ведь это же Махди!» Тогда возникает такой вопрос: мы ждем пришествия какого-то супергероя, некого Супермена с планеты… с какой, кстати, планеты был Супермен? Если ожидаемый имам будет весь из себя такой расчудесный, то, как насчет свободы выбора? А людям, тогда позволено сидеть, бездействовать и ждать спасителя? А как насчет того, что величайшему из пророков – который по всем понятиям превосходит Махди и в этом ученые единодушны – понадобилось без малого четверть века, чтобы заложить фундамент и поставить дело на рельсы, а его праведным халифам еще энное количество времени для того, чтобы продвинуть дело Ислама еще дальше? Те, кто читал статью, посвященную Дадджалю, наверное, помнят о концепции коллективной личности. Вкратце идея была такова, что может, не следует воспринимать данную личность в образе человека, а стоит рассмотреть другие варианты. В частности это может быть ложная идеология (одних только –измов большой вагон и маленькая тележка), движение, организация и так далее. Говоря о Махди и его деятельности, часть ученых считает уместным рассматривать вопрос в подобном ракурсе. То есть когда мы говорим о преобразованиях со стороны Махди не стоит думать, что такой объем работы и такие результаты по силам одному человеку, будь он сто раз гений. Чтобы было понятно, о каком объеме работы идет речь, давайте обратимся к мнению тех ученых, которые подходят к миссии Махди системно. Так вот эти ученые говорят, что перед Махди стоит три большие задачи:

1.   Защитить исламскую системы вероубеждений (акыду/акаид) от разного рода вредоносных нападок, учитывая, при этом, особенности современного времени и условий, и обосновать истины веры. Одной из особенностей нашего времени, как известно, является системный характер неверия и тот факт, что современная наука является инструментом распространения куфра. Очевидно, что задача у Махди довольно не тривиальна.

2.   Верующие, укрепившие свою веру (иман) захотят жить по своей вере, а у Махди задача – создать условия для того, чтобы мусульмане начали возвращаться к исламским ценностям.

3.   Повсеместное установление и преобладание божественных законов, прописанных в Коране и сунне.

Таким образом, речь идет о последовательной реализации трех больших миссий, которые можно обозначить тремя словами: вера (иман), жизнь, шариат.

Очевидно, что бороться и победить систему в одиночку невозможно, а сегодняшнее неверие (куфр), как уже говорилось, это системное явление. В таком случае, Махди никак не обойтись без последователей, сплоченных единой системой ценностей и реализующих единые задачи. На самом деле жизни ожидаемого имама может не хватить на реализацию даже самой первой миссии, которая, к тому же, является самой важной и ценной. Поэтому часть ученых прописывают алгоритм действий следующим образом: Махди создаст и пропишет программу действий, которая будет включать в себя анализ ситуации, найдет пути решения выявленных проблем, поставит комплекс задач и проработает системный подход их решения. Тогда как у коллективной личности (последователей Махди) будет стоять задача по реализации программы, прописанной и проработанной имамом Махди. Вероятно, такое видение ситуации не устроит тех, кто видит картину так, как будто Махди придет и щелчком пальцев разом все исправит. Однако лично мне идея с коллективной личностью представляется более реалистичной, хотя я согласен с тем, что для смены картины мира (как говорят некоторые концептуалисты) потребуется изменить мировоззрение, а это ох, как непросто. Хорошая новость в том, что это не вопрос вероубеждения, как уже говорилось, поэтому неприятие и отрицание этой концепции не грозит куфром в любом случае.

Подводя черту

Подытоживая вышенаписанное, можно сказать, что борьбу Дадджаля и Махди (с последующей победой последнего) имеет смысл рассматривать не как битву двух супергероев, а как столкновение двух коллективных личностей, двух идеологий, двух систем ценностей, двух движений. Разного рода масштабные результаты – этот итог коллективной работы, а не показатель чудесной природы, необычайных способностей и сверхвозможностей. Не стоит забывать о том, что мир, в котором мы живем, является миром испытаний, и у людей должен оставаться выбор, как в хорошую, так и в плохую сторону. К тому же наличие сверхспособностей и свервозможностей не оставит вариантов на предмет распознания что Дадджаля, что Махди. Тогда как Дадджаль сможет обманывать, и как Махди останется скрытым для большинства людей? Таким образом, основная задача имама Махди прописать теоретические основы миссии и заложить методику и методы работы. Вероятно, это должно быть реализовано через труды и своим личным образом жизни. Самое большое достижение имама в правильном понимание реалий жизни – создание эффективной коллективной личности, которая бы и смогла реализовать миссию. В свою очередь эффективная коллективная личность, обладающая необходимыми качествами (такими, как, например жертвенность, самоотверженность, воодушевление, рациональность и так далее), будет двигаться в рамках прописанной программы, покоряя одна за другой вершины успеха по милости Аллаха. Махди подобен полководцу, задача которого – выработать верную стратегию, расставить позиции и руководить войсками. И подобно тому, как победоносному полководцу приписывается вся победа, результаты работы целого движения также приписываются идеологу и основателю движения. В этом и, правда, немалая заслуга руководителя, но также очевидно, что вся работа не сделана одними лишь его руками.

О, Аллах! Если нам суждено застать время прихода Махди, то дай нам распознать его и занять нашего место среди его последователей! О, Аллах! Защити нас от смуты Дадджаля, зла нафса и шайтана, и дай достичь нам Твоего довольства и милости. Аминь.

Ахмад Исхаков