О КОЛДОВСТВЕ
Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Вместо введения
Ни для кого не секрет, что все мы находимся на таком витке человеческой истории, когда вновь возрос и продолжает расти интерес к оккультным знаниям и магическим практикам. В магазинах полно книг по магии и колдовству, а газеты и журналы пестрят объявлениями от всякого рода колдунов, магом, экстрасенсов и так далее, которые обещают нам: наладить семейную жизнь, вернуть удачу, обогатиться и прочая и прочая. Тут возникает ряд вопросов: что есть колдовство и существует ли оно в реальности? Дозволено ли заниматься такого рода практиками, а также обращаться к разного рода «специалистам оккультных наук»? Какую позицию должен занимать сознательный мусульманин по отношению к магии в целом и к тем, кто ее практикует? В этих и в некоторых других вопросах мы и попытаемся разобраться. Успех лишь от Аллаха.
«Они следовали за тем, что читали шайтаны…»
В поиске ответов на вопросы мы, мусульмане, прежде всего, обращаемся к Корану. Давайте посмотрим, а что же нам говорит Коран по данному вопросу? В суре Бакара есть такой аят: «Они последовали за тем, чему следовали (или читали) шайтаны в царстве Сулеймана (Соломона). Сулейман (Соломон) не был неверующим. Неверующими были дьяволы, и они обучали людей колдовству, а также тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне Харуту и Маруту. Но они никого не обучали, не сказав: «Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим». Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой, но никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха. Они обучались тому, что приносило им вред и не приносило им пользы. Они знали, что тому, кто приобрел это, нет доли в Последней жизни. Скверно то, что они купили за свои души! Если бы они только знали!» (сура Бакара, 2/102) Итак, о чем же говорится в данном аяте? Пойдем по порядку: они последовали. Кто они? Если подняться чуть выше по кораническому тексту, мы увидим, что речь идет о некоторых представителях людей Писания, из числа сынов Израилевых. «Они последовали тому, что читали (или следовали) шайтаны…» Фраза «татлюш-шайатыну» может переводится как «читали слово за словом, строчка за строчкой», а также как «следовали, держались определенной линии». Обычно предпочтение отдается значению «читали», которое при этом одновременно включает в себя и второй смысл.
Шайтаны, сихр и Сулейман (мир ему)
Так что же это за история с Сулейманом, его царствием и шайтанами? В преданиях говорится, что во времена царствия Сулеймана (Соломона) возникла смута, в которой активно участвовали шайтаны из числа джиннов, злых духов и людей. Смута привела к тому, что пророк Сулейман (мир ему) на какой-то момент даже утратил свое царство и власть. Потом, с помощью Аллаха, Сулейман не только вернул свое царство и власть, но ему, в качестве дара свыше, была дана полная власть над его прежними оппонентами. Всевышний дал Сулейману власть над шайтанами и возможность их использовать (о некоторых деталях говорится в суре Сад, 38/37-38, желающие могут обратиться туда). Таким образом, Сулейман (мир ему) обрел такую власть, влияние и возможности, которыми не обладал и, по всей видимости, и не будет обладать ни один царь и ни один правитель (в аятах говорится, что в его подчинении были не только шайтаны, но и джинны, звери, птицы, а также ветер). По одной из версий, после того, как Сулейман (мир ему) возобладал над шайтанами, он велел собрать все книги по магии и колдовству и велел закопать под свой трон. После же его смерти был пущен слух, что Сулейман (мир ему) якобы занимался колдовством и настолько преуспел в этом деле, что достиг посредством этого всего, что он достиг. Доказательством данного подозрения должны были стать книги по магии и колдовству, которые и были обнаружены под троном (видимо знающих людей из ближайшего окружения тоже не осталось, раз уж подобная уловка сошла с рук). По другой версии, Сулейман (мир ему) не держал под своим троном какой-либо оккультной литературы и все это «хозяйство» было подложено туда уже после ему смерти, и были пущены соответствующие слухи. Как бы там ни было, трюк сработал и после смерти Сулеймана (мир ему) преобладающей стала следующая позиция: Сулейман – Соломон (мир ему) был никем иным как магом и колдуном, и все свое влияние и власть получил благодаря умению пользоваться магией. Таким образом, подобные идеи укоренились среди сынов Израилевых настолько, что нашли отражение в Ветхом Завете. Люди писания пошли даже еще дальше: все его пророческие чудеса (то есть те чудеса, которые даются пророку в качестве подтверждения его пророческой миссии) ничто иное, как результат успешного овладения приемами магии и колдовства, однако Сулейман якобы выдавал их за пророческие чудеса, а это уже предполагает выход Сулеймана (мир ему) из веры – да упасет нас Всевышний от подобного рода заблуждений! Коран разъясняет истинное положение вещей. В аяте приведенном выше собственно говорится: «Сулейман не был неверующим. Кяфирами были шайтаны, и они обучали людей колдовству».
Что есть «сихр»?
В оригинале коранического текста проходит фраза: «йу`аллимунан-насас-сихр». Арабское слово «сихр», обычно переводимое как «колдовство» дословно означает: «нечто очень тонкое, имеющее скрытые причины». Таким образом, начало зари названо в арабском языке «сахар» (ударение на последнем слове) из-за того, что нить зари на горизонте крайне тонкая и еле заметная. Конечно, знание тонких материй и их причин не ввергает человека в неверие и, по сути, не является колдовством. В исламской традиции «сихр» это некие манипуляции, призванные обмануть людей, ввести в заблуждение, выдать кривду за правду и все это наряду с тем, что истинные причины и происхождение явлений скрыты от людских глаз. Собственно об этом и говорится в аятах Корана: «Он сказал: «Бросайте!» Когда же они бросили, то очаровали взоры людей, вселили в них страх и явили великое колдовство» (А`РАФ, 7/116) и «Он сказал: «Нет, бросайте вы!» И тут ему представилось, что их веревки и посохи от их колдовства пришли в движение» (сура Та-ха, 20/66) Таким образом, понятие «сихр» предполагает такие качества как: скрытые причины, выразительный внешний эффект и злоупотребление.
Корни магии и колдовства
Далее по тексту идет: « и (также учили) тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне, Харуту и Маруту». Вот эта часть аята довольно интересная: получается, что некие оккультные знания передавались людям еще в Вавилоне (напомним, что Вавилон это древний город в Месопотамии на берегах реки Ефрат, важный экономический, политический и культурный центр Древнего мира – Википедия), причем обучали этим знаниям два ангела. Конечно, то, чему обучали ангелы, не названо колдовством (сихр). В аяте собственно и сказано: «они (шайтаны) обучали людей колдовству и тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне, Харуту и Маруту». Кроме того, эти ангелы никому ничему не обучали не предупредив: «мы- искушение (для вас), так не стань же неверующим». По поводу того, как это примерно происходило, ученые во мнениях расходятся. Есть мнение, что эти двое приняли человеческий облик и обучали людей в таком виде. А есть мнение, что они оставались невидимыми, а обучение происходило через внушение и вдохновение (ильхам); что, по всей видимости, предполагало наличие людей, способных воспринимать такого рода информацию. Конечно, это далеко не то же самое, что откровение (вахйи), которое приходило пророкам и посланникам (мир им всем) от Аллаха через архангела Джабраила. Как бы там ни было, из данной части аята следуют две вещи: оккультные знания имеют достаточно древнее происхождение и восходят (или, точнее, нисходят) до времен Вавилона (это из того, что нам известно). Вообще, если брать за основу то, что сказано в Коране по поводу магии и колдовства, прослеживается такая преемственность: Вавилон – Халдея (времен пророка Ибрахима) – Египет (времен пророка Мусы (Моисея) – Иудея (времен Сулеймана (Соломана)). Таким образом, традиция Каббалы уходит корнями в древнюю Месопотамию, что странным образом сосуществует с Ветхозаветной традицией, где колдовство и чародейство жестко пресекаются. Налицо более чем странное сосуществование древней языческой традиции с божественной традицией единобожия. И второй момент: часть этих знаний имеет неземное (небесное) происхождение. Конечно, по второму пункту напрашивается целая куча наводящих вопросов (это помимо способа передачи и способа обучения), такие например как: чему именно они обучали? Какова была цель? В чем божественная мудрость передачи такого рода знаний людям? И многое, многое другое. Я лишь смею предположить, что то, чему они обучали не было сихром и не было знанием вредоносного характера (это все же ангелы), но, по всей видимости, эти знания могли быть использованы как на пользу, так и во вред.
Практический аспект сихра
В продолжении аята говорится: «Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой, но никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха. Они обучались тому, что приносило им вред и не приносило им пользы». Из данной части коранической цитаты мы узнаем о некоторых прикладных аспектах сихра: разлучение мужа с женой, что в русской традиции называется «отворот» (различается также «приворот» и «ворожба») Конечно, в аяте нет подробного описания прикладных аспектов магии и колдовства, ведь главным является то, что они «никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха». Вот это крайне важный аспект, как для данного конкретного вопроса, так и для всех остальных вопросов: любая вещь и любое явление, будь то дурное или хорошее, возможно лишь с соизволения Аллаха. Поэтому если нас, мусульман, коснулся вред физического или метафизического происхождения, вполне очевидно направление нашего движения: к Аллаху. Нет таких чар, которых Он не смог бы снять, и нет такой проблемы, которую Он не мог бы разрешить.
Пример нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха)
В этом смысле и показательным, и определяющим является пример нашего пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха). Из достоверных риваетов известно, что в Медине на пророка была наведена порча и называется даже имя того, кто навел порчу: иудейский священник Лябид ибн А`сам. В результате порчи посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) начал испытывать недомогание, вследствие чего он стал просить Господа об исцелении. Всевышний отправил Джабраила с двумя сурами: аль Фаляк и ан-Нас (это 113 и 114 суры Корана) и пророку было предписано читать их ради исцеления от вреда, нанесенного порчей. В риваетах также говорится, что посланнику Аллаха было сообщено о том, что некие предметы (волосы с бороды, гребень, цветок финикой пальмы), с помощью которых была наведена порча, находятся в колодце Зарван. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) отправился туда со своими сподвижниками и закрыл колодец. На вопрос супруги Аиши (да будет доволен ею Аллах!): «О, посланник Аллаха! Не вытащили ли вы из колодца предметы порчи?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) ответил: «Нет, ибо я побоялся, что это может способствовать распространению колдовства среди людей». Таким образом, прослеживается четкий порядок действий: просить исцеление у Аллаха посредством использования сур и аятов, ниспосланных Им же. В некоторых других риваетах говорится, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) вытащил предметы порчи из колодца, но не стал показывать людям. В этих же хадисах и лежит ответ на вопрос: существует ли колдовство и насколько оно реально? Очевидно, что настолько реально, что даже посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) испытал недомогание, но при этом совершенно не является причиной для паники и ужаса. По сути, путь пророка (мир ему и благословение Аллаха) это срединный путь между отрицанием реалий и излишнего ажиотажа и шумихи вокруг terraincognita. Такой взвешенный, я бы сказал, деловой подход.
«Нет им доли в Последней Жизни!»
В продолжении аята говорится: «Они обучались тому, что приносило им вред и не приносило им пользы. Они знали, что тому, кто приобрел это, нет доли в Последней жизни. Скверно то, что они купили за свои души! Если бы они только знали!» В этой, последней части аята говорится о двух важных аспектах колдовства, обращенных к тем, кто им занимается: первый, отсутствие реальной пользы. Второе, вечная погибель в вечной жизни (что следует из фразы: «нет доли в Последней жизни»). Таким образом сдирается покров таинственности и благоговейного ужаса с тех, кто занимается всякого рода магическими ритуалами и обрядами, и над ними как дамоклов меч нависает угроза лишиться спасения в Мире Ином. Что же касается аспекта отсутствия пользы нанесения вреда самому себе, то речь, по всей видимости, идет о конечном соотношении извлекаемой выгоды и получаемого вреда. То есть такие мимолетные обретения как: деньги, влияние, известность, власть и так далее, несоизмеримы с потерей надежды на спасение в Вечной Жизни, что, в конечном счете, трудно назвать обретением. Не говоря уже о том, что есть много свидетельств тому, что колдуны и маги всех мастей начинают нести наказание за свою деятельность уже в этой жизни, которое проявляется, к примеру, в виде угасания рода. Хотя кто-то может сказать, что это, так сказать, «издержки профессиональной деятельности». Однако спрос в День Страшного Суда еще никто не отменял.
О, Аллах! Убереги нас от зла нафса и шайтана, зла завистника, когда он завидует и зла тех, кто дует и сплевывает на узлы (зла колдунов и ведунов)!
Ахмад Исхаков