О ДЖИХАДЕ

Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Тема джихада: фактор риска.
Говорить (и писать) о джихаде сегодня довольно рискованно… Однако говорят и пишут об этой теме все, кому не лень. И даже те, кому лень. Понятие джихада в Исламе так сильно дискриминировано в современном мире (возможно, это самая дискриминированная тема), что даже среди мусульман нет единого мнения относительно данного явления. Кто-то склонен называть джихадом любое военизированное сопротивление властям и режиму, в котором принимают участие мусульмане или имеет место быть исламская атрибутика (сегодня это чаще бороды, бритые головы, указательный палец вверх, определенный лексикон). А есть те, кто весь джихад сводит к борьбе со своим нафсом, причудливо интерпретируя достаточно прямые и недвусмысленные аяты и хадисы как «убей кяфира в самом себе» и так далее. Для кого-то суть джихада в том, чтобы истреблять неверных. В общем, разброд и шатание. Конечно, ваш покорный слуга никоим образом не претендует на то, чтобы полностью разъяснить и поставить окончательную точку в данном вопросе; ведь для подробного и детального разбора данного вопроса потребуется не один фолиант, а ставить «точки» — это прерогатива ученых. Поэтому на любезно предоставленной нам площадке (ну, кто-то пишет, а кто-то читает) будет делаться то же, что и обычно:  высказываться видение ситуации, по мере возможности, аргументированное и обоснованное. Успех в любом деле дарует лишь Аллах!

Великий и малый джихад: части одного целого.
Так что же такое «джихад»? Если обратиться к этимологии, то слово «джихад» образовано от  корня «джа-ха-да» и дословно означает приложение всех возможных усилий, чрезмерное усердие и радение, неистовое рвение. Терминологически слово «джихад» означает борьбу, сражение, противоборство и, по единодушному мнению мусульман, ученых и неученых, эта борьба осуществляется в двух плоскостях:

1) внутри себя; это борьба со своим нафсом, с шайтаном, со своими страстями, низменными поползновениями и пороками. Борьба в этой плоскости именуется также «аль джихад аль акбар – Великий джихад, Наивеличайший джихад». Как передается в хадисе в сборнике Байхаки посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Мы вернулись с малого сражения к великому джихаду» А когда его спросили: что же такое великий джихад? Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Борьба с самим собой». И хотя данный хадис не самый сильный в плане достоверности, однако, сама идея ни у кого нарекания не вызывает.

2) Борьба во вне, то бишь борьба с внешним противником, которая названа в хадисе, приведенном выше «аль джихад аль асгар – малый джихад». Здесь мне хотелось бы обратить внимание на пару очень важных нюансов, которые очень часто упускаются из виду. Во-первых, борьба во вне и борьба внутри суть две стороны одной медали. Попытка отделить одно от другого неизбежно приводит к искажению в понимании или к превратному  пониманию. Из этого, закономерно следует, что одно не только не мешает другому, а дополняет, делает единым целым. Во-вторых, борьба во вне (или малый джихад) ни коим образом не может сводиться лишь к ведению военных действий, как видно даже по этимологии самого слова,  малый джихад — это приложение всех сил: физических, финансовых, моральных, интеллектуальных и всех остальных на борьбу во вне, а суть этой борьбы, как следует из хадиса, вынесенного в эпиграф, превознесение Слова Божьего над всем остальным. Если говорить в общем, то джихад — это любое легитимное (под словом «легитимное» подразумевается дозволенное Аллахом и имеющее место быть, прямо или косвенно, в практике пророка и его сподвижников) усилие  и радение, нацеленное на достижение довольства Аллаха. Таким образом, просветительская деятельность — это тоже из разряда малого джихада, так же как и материальная поддержка благих начинаний, то бишь пожертвования на Его пути, а также исламская апологетика, и многое, многое другое. Что же касается конкретно военных действий – а именно вокруг этого вопроса в основном весь сыр-бор – то это лишь один из способов малого джихада, да и  чтобы это, в действительности, называлось «джихадом», нужно соблюсти все необходимые нормы и условия. Попутно хочется отметить, что идея ведения войны как единственный способ распространения влияния и взятия под контроль, похоже, концептуально устарело. Особо любознательным могу порекомендовать обратиться к трудам В.А. Ефимова, ректора Санкт-Петербургского государственного аграрного университета, и, в особенности, к его изысканиям по теме концептуальной власти.

Проблематика военного джихада.
В общем, здесь есть о чем поговорить, даже не касаясь вопроса так называемого военного исламского джихада. Однако именно к этому вопросу целесообразнее всего обратиться по целому ряду причин. Во-первых, эта концепция подвергается сильнейшей дискриминации в современном мире. Во-вторых, это один из главных аргументов, так сказать идеологическое оружие в руках мусульман. В-третьих, именно превратное либо искаженное понимание данного вопроса, а также действия, связанные с этим искаженным или превратным пониманием, являются главным фактором дискредитации Ислама самими же мусульманами. Список можно было продолжить, но вполне очевидно, что даже названных причин вполне достаточно, чтобы обратиться именно к этой плоскости малого джихада, и, возможно, обращаться к ней снова и снова. Справедливости ради, надо отметить, что концепция военного джихада,  даже в классическом исламском фикхе, проработана детальней некуда: с кем и в каких условиях нужно сражаться, чья прерогатива объявлять джихад, условия, при которых борьба с оружием становится обязательным, правила ведения военных действий, правила объявления войны, условия заключения перемирия и далее по списку. «Подождите-ка», скажете вы, «если все так детально проработано и прописано, то из-за чего столько шума, споров, обвинений?» Ну, сразу навскидку можно привести такие причины: невежество самих мусульман, амбиции некоторых лидеров, а также желание прикрыть благими мотивами неблаговидные поступки, манипуляции со стороны врагов, а также очернение и клевета и ряд других причин. Чтобы попытаться разобраться в чем же тут дело и как все обстоит на самом деле, имеет смысл (как мы это часто делаем) обратиться к истории, и, в частности, к примеру пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников (да будет Аллах доволен ими всеми!), так сказать, к истокам явления.

Джихад: к истокам.
В общем-то, не секрет, что понятие «джихад» в значении «противодействие силой насилию» что, в том числе, предполагает ведение прямых военных действий, появилось в первом году по хиджре. Однако, прежде чем мы обратимся к этой части вопроса и попробуем разобраться на основании аятов Корана и тех событий, которые стали причиной ниспослания этих аятов (напомню, что для правильного понимания коранических аятов и, в особенности тех из них, что содержат разного рода указания или разъяснения, целесообразно обращаться к событиям или ситуациям, которые стали внешней причиной ниспослания этих аятов (по-арабски «сабаб ан-нузуль»); давайте обратимся к более раннему периоду исламской истории, к мекканскому. У нас как-то не принято обращать внимание на этот факт, но все же, для полного и целостного понимания всей картины мы должны учитывать все ее фрагменты, не так ли? Я это к тому, что, ну, вот смотрите, из неполных 23 лет пророческой миссии, посланник Аллаха провел в Мекке порядка 13 лет, тогда как в Медине порядка 10 лет. Так вот, в Мекке на мусульман оказывалось давление, которое с каждым прошедшим годом только усиливалось. Самых незащищенных мусульман просто брали и пытали (вспомним Биляла, Сухайба, Хаббаба), а кого-то убили (как Ясира и Сумаййу, первых шахидов Ислама). При всем при этом мусульманам не дозволялось противодействовать насилию силой, хотя положение было крайней тяжелое, и эти люди с радостью бы отдали свои жизни в борьбе за свои идеалы. Однако пророк (мир ему и благословение Аллаха), сам испытывающий гнет давления и унижений, призывал своих сподвижников к терпению и стойкости. Здесь возникает такой вопрос: может ли подобная модель поведения (то бишь терпеть насилие и притеснение, не прибегая к вооруженному противодействию и не нарушая порядка) применяться и впредь,  в похожих условиях, то есть когда мусульмане являются меньшинством, к которому большинство общества настроено, мягко говоря, недружелюбно? Конечно, не в моей компетенции отвечать на подобные вопросы, однако сам вопрос мы сформулировать можем. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определиться с тем, является ли модель поведения нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников (пусть будет доволен Аллах ими всеми!) в разных ситуациях и в разное время своего рода микромоделью, общим руководством и ориентиром для всех мусульман, в разрешении всех возникающих вопросов во все времена или же все, через что проходил наш пророк и его соратники, касается, большей частью, лишь их самих? Однако на данный вопрос я отвечать все же буду. Движемся дальше по истории: в какой-то момент насилие и притеснение достигает пика своего накала,  и Всевышний дает установку верующим переселиться в Медину. Несмотря на то, что верующие были буквально «выдавлены» из Мекки в Медину, мекканские многобожники и не думали оставлять «ренегатов», как они считали, в покое. В какой-то момент Аллах дает дозволение мусульманам прибегнуть к силе против насилия. Самым первым ниспосланием, посвященным теме джихада в Коране, по единодушному мнению ученых, является следующий аят: «Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им» (сура Хадж, 22/39) Мне представляется любопытной сама постановка вопроса: «дозволено сражаться с теми, кто сражается с тобой». А что может быть более естественным, чем активная самозащита в условиях, когда тебя ни много ни мало пытаются уничтожить? Находите ли вы данную меру чрезмерной (извините за каламбур)? В следующих двух аятах разъясняется собственно суть вопроса: «Они были несправедливо изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: «Наш Господь – Аллах». Если бы Аллах не позволил одним людям защищаться от других, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного поминают имя Аллаха. Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему. Воистину, Аллах  Всесильный, Могущественный. Если Мы одарим их властью на земле, они будут совершать намаз, выплачивать закят, велеть совершать одобряемое и запрещать предосудительное. А исход всех дел – у Аллаха» (сура Хадж, 22/40-41) Итак, из вышеприведенной цитаты следует:

1) мусульмане были несправедливо изгнаны из своих жилищ лишь только за то, что верили в Единого Бога и поклонялись только Ему, а не за какие-то там проступки и преступления перед мекканским обществом.

2) Если бы верующие не защищались, то на свете не осталось бы ни мечетей, ни церквей, ни синагог, все они были бы разрушены неверными.

3) Дозволение сражаться исходит не откуда-нибудь, а от самого Господа.

4) Верующие, возьми они все под свой контроль, будут совершать намаз, выплачивать закят, предписывать благое и удерживать от дурного, то есть стремиться к формированию здорового и добродетельного общества.

«Мифология» или мистификация джихада.
Фактически то, чем говорится в этих аятах, развенчивает целый ряд мифов, связанных с военным джихадом в Исламе. Верующие воюют не из-за кровожадности или агрессивности, а потому, что вынуждены защищаться. Война в Исламе не самоцель, а средство, к которому прибегают вынужденно. Кстати, те аяты, которыми некоторые «деятели» так любят «кошмарить» обывателей, чаще всего представляют собой тактическое и стратегическое руководство по ведению военных действий и попытку представить их в таком ключе, мол, глядите, какие мусульмане кровожадные и агрессивные, либо пример крайнего невежества, либо злонамеренное искажение и смешение понятий. Иначе стал бы Всевышний говорить в Коране: «Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру и уповай на Аллаха. Воистину, Он – Слышащий, Знающий. Если же они захотят обмануть тебя, то тебе достаточно Аллаха. Он поддержал тебя Своей помощью и верующими» (сура Анфаль, 8/61-62) и стал бы пророк (мир ему и благословение Аллаха) заключать перемирие при Худайбиййи на достаточно тяжелых и унизительных условиях? Мусульманин не стремится к войне, но если будет нужно сражаться, он будет сражаться. Что, собственно, и делали наши предки во время Великой Отечественной Войны, которая на нашей территории велась на уничтожение народонаселения СССР. Сейчас существует попытка представить все в ином свете, мол, фашисты были белые и пушистые, а Советский Союз чуть ли не сам начал войну. Налицо попытка изменить историческую память народа. Я верю в то, что наши предки сражались не за режим и не за Сталина, а за свою землю, за свои семьи, за своих детей; что, по единодушному мнению ученых, и является военным джихадом. Кто-то возразит: «а как насчет завоевательных войн?» Как следует из 41 аята суры Хадж и из хадиса, вынесенного в эпиграф, полный текст которого звучит так: «(Однажды) Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросили о том, кто следует путем Аллаха: сражающийся (ради того, чтобы другие говорили о его) храбрости, сражающийся (под воздействием) ярости или сражающийся напоказ? Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «На пути Аллаха (находится) сражающийся ради того, чтобы превыше всего было слово Аллаха». Единственной целью военных действий является установление законов Всевышнего на земле, а не захват земель и ресурсов, жажда власти или стремление обогатиться. Пусть разного рода либералам и гуманистам данная идея не нравится, но единственной целью завоевательных экспедиций было доведение истины и установление законов Аллаха на земле. Конечно, во все времена были и есть злоупотребления со стороны отдельных личностей, от человеческого фактора никуда не деться. А насчет негуманности завоевательных походов в целом,  ну, что же, пусть желающие обратятся к любому периоду человеческой истории и ответят на такой вопрос: есть ли хотя бы один период в человеческой истории, когда обладающий военной силой и мощью державы, не пытался  покорить или хотя бы распространить свое влияние туда, куда только возможно? А как насчет внешней политики самого «демократичного» в мире государства? «У вас проблемы с демократией? Тогда наши истребители летят к вам!» По сути дела, все эти либеральные идеи и демократические ценности на практике оказываются не более чем пусканием пыли в глаза. Не будем тешить себя иллюзиями.

Возможно, получилось несколько сумбурно, а где-то излишне эмоционально, да  и тема может статься до конца не раскрылась, но если эта статья окажется хоть кому-то полезной, то значит время и усилия не пропали даром. Усердие от нас, успех от Аллаха!

Ахмад Исхаков