Народные выступления на Ближнем Востоке: за и против.

Экспертная комиссия ученых Саудовской Аравии, например, запрещает участие мусульман в демонстрациях. Как отмечают члены комиссии, в столь неспокойные времена они считают своим долгом выступить с заявлением во имя сохранения единства мусульман. Эксперты приводят ряд аятов Корана и хадисов о важности сохранения единства и опасности неподчинения правителям. Нарушение сплоченности населения, возникновение разногласий несут в себе огромный вред, считают ученые.

По их мнению, руководство Королевства Саудовской Аравии не позволит внешним опасным идеям проникнуть на почву главных мусульманских святынь, куда ежегодно стекаются миллионы паломников со всего света. Ученые призывают верующих прилагать все усилия, использовать все средства, чтобы укрепить самые дружеские отношения между людьми, сотрудничать в добрых делах и благочестии. Также они предостерегают мусульман от связей с различными искаженными идеологиями.

Комиссия делает акцент на запрете массовых выступлений именно на святых землях. Приемлемым способом донесения своего мнения эксперты называют искреннее наставление – согласно Корану, сунне, мнению сподвижников пророка и их последователей. Кратко говоря, саудовские ученые считают, что народные демонстрации, пикеты, митинги и марши несогласных являются харамом (запретными). Исламский метод предполагает стремление к добру и созиданию, поэтому дозволенным методом в данном случае считается лишь искреннее наставление.

Однако член Международной ассоциации исламских ученых шейх Хамид аль-Атар считает допустимыми народные выступления. Он опять же использует аяты Корана, хадисы и ситуации из истории для доказательства своей мысли. По мнению аль-Атара, в выступлениях масс нет ничего предосудительного. Он говорит, что те хадисы, которые приводят противники демонстраций, касаются вооруженных восстаний с кровопролитием. Шейх сообщает, что в тех государствах, в которых прошли народные волнения, руководители пришли к власти не самым честным путем. Также он ссылается на решение факихов о допустимости проведения мирных демонстраций, поскольку мирные шествия являются одним из современных средств политического волеизъявления народа и донесения своего отношения к тому или иному явлению до общественности и руководства страны. В Западных государствах, говорит ученый, демонстрации вполне легитимны, регулируются законодательством. Там они являются способом общественного контроля власти и реализации всеобщего блага.

Что касается российских мусульман, нередко высказываются мнения, что такая волна с Ближнего Востока может перекинуться и на нашу страну. Порой некоторые начинают серьезно бить тревогу, разводить панику – зачастую искусственно наводя страх в каких-то целях. Однако те, которые действительно разбираются в проблемах мусульман России, говорят, что для приверженцев ислама в нашем государстве распространяются установления фикха для религиозного меньшинства. В России мусульмане живут совсем по иным принципам. Здесь за тысячу лет тесного взаимодействия сложились формы мирного сосуществования представителей различных религий. Необходимо учитывать и «северный» менталитет россиян: то, на что арабы реагируют бурно, жители России спокойно переносят, максимум повозмущаются на кухонных посиделках и успокоятся.

Тимур Рахматуллин