Мусульманские благотворительные учреждения в Уфе в конце XIX — начале XX вв.

      20 ноября 1876 г. открылся приют престарелых мужчин и мальчиков магометан. Инициатором его организации выступил муфтий Салимгарей Тевкелев. По словам гласного Уфимского губерн­ского земского собрания А. А. Ахтямова, мусуль­манам было неудобно помещать своих престаре­лых и неимущих членов в благотворительные за­ведения, устроенные для русского населения из-за разнородности обычаев: «Какому-нибудь убогому старику-магометанину, привыкшему к исполне­нию обрядов своей веры, в русском богоугодном заведении становится невозможным исполнение этих обрядов».

     Благотворительное   заведение   было   основано на участке по Орловской улице, включавшем два флигеля и надворные постройки. Этот уча­сток С. Тевкелев приобрел у наследников муфтия Г. Габдрахманова. Приют был основан на сборы с мусульман и средства муфтия. Наиболее суще­ственными из пожертвований были 2 тыс. деся­тин земли, вернее доход с них, подаренные супру­гой муфтия Фатимой Сулеймановной и ее братом, рязанским дворянином Саитгареем Сулеймановичем Давлеткильдеевым.

Среди благотворительных жестов супругов Тевкелевых можно отметить также помощь муф­тия жителям деревни Уракбаш Оренбургского уезда, где на его средства в 1862-1870 гг. была вы­строена мечеть и вакуф Фатимы Тевкелевой. В 1908 г. бездетная вдова Фатима Тевкелева изъяви­ла желание принести в дар первой соборной мече­ти Уфы усадьбу, доставшуюся ей от мужа. Усадеб­ное место размером 37×45 сажень включало над­ворные постройки и каменный двухэтажный дом. Здание сохранилось до сегодняшних дней по улице Благоева, 11.

Мусульманский приют престарелых мужчин и мальчиков существовал на пожертвования му­сульман, проценты с неприкосновенного капи­тала, пособия Уфимского губернского земства. Попечителем приюта являлся муфтий Салимгарей Тевкелев, бессменным председателем Комис­сии приюта его племянник Кутлумухамед Батыргареевич Тевкелев, известный как гласный губерн­ского земского собрания, а впоследствии депутат Государственной Думы четырех созывов, предсе­датель думской мусульманской фракции. Члена­ми Комиссии состояли ахун Хайрулла Усманов, дворяне С. Джантюрин и Ш. Ш. Сыртланов, поз­же X. А. Акчурин, Н. Б. Мамлеев и др., почетны­ми попечителями приюта — купцы X. Байбеков, Г. Байряшев, Г. Тукузов.

В первый год открытия в приют приняли 2 престарелых и 4 сирот из числа мусульман. В 1878 г. заведение переместили из флигеля в новый двухэтажный каменный дом. В 1882 г. в нем при­зревалось 7 стариков и 18 сирот, в 1905 г. — 4 пре­старелых и 15 мальчиков, из которых семеро были из Белебеевского уезда, трое из Уфимского, двое из Бирского, двое из Стерлитамакского и один из Уфы. Воспитанники сначала обучались в русско-татарском училище при приюте, где долгое вре­мя учил Мухаммадей Чанышев. Какой-то период здесь в качестве учителя и воспитателя трудился и видный башкирский просветитель Мухаметса-лим Уметбаев. Позднее мальчики посещали рус­ский класс при медресе Усмания, а также город­ские и ремесленные училища.

Одного приюта для помощи бедным мусуль­манам было явно недостаточно. В октябре 1898 г. создается общество «Жрмгият-и хэйрия». В рус­скоязычных официальных источниках оно извест­но как «Уфимское попечительство о бедных му­сульманах» или «Уфимское мусульманское бла­готворительное общество». Заявленной целью об­щества являлось оказание помощи нуждающим­ся мусульманам губернии, в особенности же их детям. Председателем правления общества стал Хайрулла Усманов, а позже Салимгарей Джан­тюрин. В состав попечительства вошли землевла­дельцы, торговцы, купцы и мещане. Попечитель­ство размещалось по улице Большая Каменская, 59, в 1912 г. оно располагалось по Большой Казан­ской, в 1914 г. — по Губернаторской, 14.

       22 июня 1908 г. благотворители собирались совершить коллек­тивную прогулку на теплоходе вблизи Уфы. Од­нако проведение данного мероприятия было отло­жено на 6 июля. Причиной стал отказ мусульман­ского женского благотворительного общества (о котором будет сказано ниже), решившего органи­зовать прогулку самостоятельно из-за отсутствия на теплоходе отдельных классов для мужчин и дам. В результате акции было собрано 73 руб.

       С целью образования детей бедняков и сирот «Дэмгият-и хэйрия» основало мектеб-приют на ул. Александровской (Карла Маркса). Здесь кро­ме образования дети получали будущую специ­альность. Группа учащихся училась плотницкому мастерству под руководством мударриса (заведу­ющего) мектеба Шайхзады Тукаева. Другая груп­па плела корзины. Ремесленные изделия учени­ков продавались. Среди них — книжные полки, мебель и утварь, особенной популярностью сре­ди жителей Уфы пользовались плетеные прямо­угольные корзины-чемоданы с крышками, кото­рые раскупались в мгновение ока. Среди людей, неравнодушных к судьбе мектеба, будущему его учеников, был и молодой писатель Мажит Гафуров. Он регулярно платил взносы в пользу учебно­го заведения, хотя сам в эти годы испытывал ма­териальные трудности.

В качестве учителя чтения и письма в учебном заведении подрабатывал шакирд Усмании Парвазетдин Камалетдинов (в будущем знамени­тый Зия Камали). Его глубокие знания и добросо­вестность, высокие отзывы о нем преподавателей Усмании, обратили на себя внимание мударриса Шайхзады Тукаева, Мажита Гафури и членов бла­готворительного общества. Им становится извест­но, что выпускник Усмании мечтает продолжить образование в знаменитом каирском университе­те «Аль-Ахзар». Весной 1899 г. Парвазетдин Ка­малетдинов был приглашен на одно из собраний «Жэмгият-и хэйрия», где объявили о том, что он может поехать на учебу в Каир на общественные средства. Безусловно, что эта помощь сыграла не­оценимую роль в становлении личности извест­ного философа и просветителя.

Отсутствие необходимого опыта отразилось на том, что деятельность общества не получала достаточное отражение в печати, среди мусуль­манской общины города. Известно, что оно выде­ляло средства мусульманскому приюту престаре­лых мужчин и мальчиков, взаимодействовало с Духовным собранием мусульман.

     После Февральской революции благотвори­тельная организация делегировала в состав Ко­митета общественных организаций Уфимской гу­бернии в качестве своего представителя Гисматуллу Муртазина Агрызского. Его заместителем был избран Гарифулла Шагитдинович Харисов. Также известно, что правление общества перееха­ло на Александровскую улицу, д. 33.

16 марта 1917 г. состоялось собрание обще­ства, на котором обсуждалось текущее положение в стране. На нем выступил Зия Камали, призвав­ший к обновлению организации путем привлече­ния деятельных людей из простого народа.

     Другой организацией, оставившей заметный след в истории края, стало Уфимское женское му­сульманское благотворительное общество. Учре­дительное собрание общества, на котором присут­ствовало более 100 женщин, прошло 15-17 января 1908 г. Председателем и заместителем председа­теля общества были избраны соответственно Ма­рьям Султанова, жена председателя Оренбургско­го магометанского духовного собрания муфтия Мухамедьяра Султанова купчиха Зулейха Урманова. После коллективного чтения намаза уфим­ский имам Хусаин поблагодарил инициативных женщин, заметил, что «каждое начинание быва­ет трудным» и оно наверняка подвергнется крити­ке «пером и словом». Он выразил надежду на то, что женская благотворительная организация пре­одолеет все трудности и принесет пользу всему мусульманскому обществу. На первом же заседа­нии были собраны 337 руб., а 6 человек внесли в учредительный фонд дополнительно по 100 руб.

     17 января собрание продолжило свою работу в доме Марьям Султановой. Вначале состоялись выборы членов правления, секретаря и казначея. О неформальности данной процедуры свидетель­ствует необычно большое количество претенден­ток -— 43 на шесть вакансий. В результате голо­сования членами правления были избраны Минсылу Аминова, Рокыя Каримова, Шамсирой Назирова, Зулейха Султанова, секретарем — Бахырайхыят Давлеткильдеева, казначеем — Фатима Басимова.

Жены и дочери известных татарских предпри­нимателей, государственных служащих и рели­гиозных деятелей составили ядро первой в исто­рии России мусульманской женской благотвори­тельной организации. Многие из них получили образование в русских учебных заведениях и за­метно выделялись на общем фоне женского насе­ления. Предметом их заботы стали проблемы му­сульманского общества, заключающиеся в тяже­лом материальном положении большинства наро­да, низком уровне образования, слабой информи­рованности о процессах, происходящих в мире. Поэтому, чтобы далее идти по пути прогресса и в ногу со всем цивилизованным миром, в качестве приоритетных признавалась задача значительно­го расширения сети благотворительных органи­заций. Именно, они, по мнению, основательниц первого в России мусульманского женского об­щества, должны были оживить общество, выве­сти его из состояния застоя, существенно нарас­тить слой высокообразованных людей — врачей, учителей, предпринимателей, способных прине­сти пользу своему народу. Прекрасно осведом­ленные о женском движении в России и в мире, Марьям Султанова и ее сподвижницы в какой-то мере копировали уже имеющийся опыт. В своей дея­тельности они исходили из фундаментального по­ложения ислама, согласно которому, каждый по­следователь религии должен быть справедливым и благодетельным, протягивать руку помощи си­ротам и беднякам.

        Высшее мусульманское духовенство в лице муфтия Мухамедьяра Султанова, а также глубо­кие знатоки ислама, такие как Ризаитдин Фахрет-динов одобрительно отнеслись к открытию обще­ства и оказали ему существенную поддержку. А она была очень необходима, так как уже на ста­дии его основания со стороны консерваторов на­чалась компания по резкой критике намерений женщин. После того как общество зарегистриро­валось, в Духовное собрание и его печатный орган «Маглюмат» стало поступать много писем от ре­лигиозных деятелей, в которых сам этот факт вос­принимался как неслыханное для мусульманско­го мира дело, идущее вразрез с исламскими тра­дициями. Высказывались и предположения, что планы женщин по оказанию помощи нуждаю­щимся соотечественницам несостоятельны. В за­щиту общества через газету выступил известный уфимский имам Джигангир Абызгильдин. Он об­ратился к единоверцам с просьбой не только от­казаться от политики противодействия женскому движению, но и помочь в создании благотвори­тельных обществ в каждой местности.

     Результаты деятельности общества не заста­вили себя долго ждать. Уже 6 марта 1908 г. прав­ление организации взяло на свое попечение 22 де­вочек сирот, поставив целью дать им научное вос­питание. Деньги на обучение детей собирались на заседаниях, разного рода мероприятиях. Напри­мер, 28 июля 1908 г. было организована пятичасо­вая прогулка на пароходе по реке Белой, в которой участвовало более 150 мусульманок и несколько русских женщин. В результате акции, прошедшей под руководством Марьям Султановой, в кассу было собрано около 100 руб.

     Общество приложило максимум усилий для открытия учебного заведения для девочек. Мно­гочисленные просьбы к властям возымели свое действие. Городская управа дала согласие на стро­ительство 2-х этажного каменного дома с флиге­лем на Николаевской улице. Однако из-за финан­совых трудностей к сентябрю 1908 г. был возведен только деревянный флигель. В нем четыре препо­давательницы сразу же приступили к обучению двух десятков учениц. Школа была двухклассной, то есть принадлежала к повышенному типу на­чальных училищ с 5-летним курсом обучения и давала более широкое образование, в отличие от трехлетнего курса начальных школ низшего типа. С 1911 г. в приюте учительницей родного языка

работала Зухра Камалетдиновна Гафурова. Впо­следствии известный литературный классик Мажит Гафури писал в воспоминаниях, что труд жены был хорошим денежным подспорьем моло­дой семье в эти годы.

В 1909 г. с разрешения уфимского губернато­ра в различных учреждениях и магазинах города общество установило специальные сундучки для сбора средств в пользу девочек сирот.

     К 1916 г. оно содержало в Уфе 5 учебных заве­дений, в них насчитывалось 440 учениц и 14 учи­тельниц. Мусульманское дамское общество Ма­рьям Султановой приступило к решению самой злободневной проблемы в области образования женской части мусульманского населения, кото­рая выражалась в отсутствии современного педа­гогического заведения для подготовки учитель­ниц для мусульманских школ. В одном из учеб­ных заведений общества стали готовить учитель­ниц для мектебов и медресе. Курс обучения здесь длился 8 лет, вместе с общеобразовательными предметами воспитанницы изучали педагогику и методику преподавания отдельных предметов, проходили педагогическую практику в младших классах учебного заведения (такая практика была распространена и в русских гимназиях).

      Деятельность женского общества получи­ла очень высокую оценку у мусульманской об­щественности. Так, классик татарской литерату­ры Галимжан Ибрагимов в серии статей в газе­тах «Ац», «Тормыш», посвященных «женскому вопрос», отмечал активную работу общества, а его учредителей Марьямбику Султанову, Гайшу Абызгильдину и Суфию Джантюрину относил к числу выдающихся мусульманских женщин. Гу­бернская газета «Уфимский край» сообщала, что они «своей деятельностью заслужили симпатии общества».

Благотворительная деятельность мусульман­ской общественности отражала рост активно­сти населения в стремлении решить животрепе­щущие проблемы современности и оставила свой след в истории края. Разумеется, перечисленные случаи отражают лишь малую толику широкой палитры благотворительности, которая являлась неотъемлемой частью нравственных обязанно­стей членов религиозной общины.

АЗАМАТОВА Гульназ Булатовна,

кандидат исторических наук