Галина Абдрашитова: «Я пошла в мечеть посмотреть, как совершают намаз, а увидела йогу»

Своими наблюдениями о пользе намаза мы попросили поделиться известного мастера,  обладателя международных сертификатов инструктора йоги и Чжун Юань Цигун Галину Абдрашитову.

«Однажды я зашла в мечеть Ляля — Тюльпан, поднялась на женскую половину и увидела внизу большое количество мужчин, которые сидят на коленях и делают поклоны, потом снова сидят долго на коленях , делают повороты головы. В йоге тоже основная поза выполняется сидя на коленях. К слову сказать, русские мужчины не могут  сидеть на коленях , у них голеностоп не растянут, имеют место мышечные зажимы, поэтому сесть на пятки им достаточно проблематично.  Когда я увидела столько людей, сидящих на пятках, выполняющих наклоны вперед, касаясь лбом пола, я невольно подумала:  вот, оказывается, где все йоги города собрались – в мечети! Но если говорить серьезно, то, действительно,  сидеть на коленях долго может не каждый. В Уфе йогой занимаются в основном женщины. На занятиях мужчин  — единицы, и тем  сесть на пятки достаточно проблематично. Я от души порадовалась за мусульман, которые, совершая намаз, поклоняются Аллаху и вместе с тем выполняют такие оздоровительные  движения.  

Как опытный  инструктор, сравнивая йогу и цигун  с практикой намаза, я обнаружила у них много общего. В йоге выделяют семь чакр (энергетических центра), в цигун – три: в области живота,  сердца,  головы. В цигун, как в намазе, складывают руки на эти центры и делают с ними определенную работу. Йоги, касаясь лбом земли, говорят, что это работа с эго. Когда человек ходит прямо, он чувствует себя властелином. Эго есть у каждого, такова природа человека. Когда человек касается лбом пола, он усмиряет свое эго. Мусульманин так выражает свою полную покорность Всевышнему.  Можно сказать, что приложение лбом к земле — есть момент очищения. Люди практикует это тысячелетиями. С тех пор никто не смог ни добавить, ни убрать, ни опровергнуть. Потому что это ниспослано человечеству. Складывая руки в области живота или в области сердца, человек концентрирует, таким образом, энергию в соответствующей части тела.

Проводить параллели между восточными практиками можно бесконечно. Так на одном из семинаров в Египте я видела йогов, которые во время восхода солнца стояли с раскрытыми кистями рук, положении очень похожем на позу при произнесении такбира. В поворотах головы тоже есть большой оздоровительный эффект плюс к этому своя религиозная философия.  По цигун они активируют горловую чакру. Считается, что это движение развивает 7-ой  шейный позвонок, в области которого находится трудно проходимая для энергии точка.

По исламу самый ценный утренний намаз. Йоги, в свою очередь, встают до восхода солнца, чтобы успеть сделать поклоны. В цигун считается, что в это время происходит затишье в природе. Днем человеку бывает труднее сосредоточиться, ввести себя в состояние покоя, привести в порядок мысли. Утром это сделать легче сразу после сна, так как энергия в эти часы сбалансирована, как в самой природе, так и в человеке. Именно в это время легче всего входить в состояние тишины, устанавливать связь с Всевышним.

Мусульмане перед каждым намазом совершают тахарат, малое омовение, начиная с головы и кончая пальцами ног. В цигун также перед предрассветными занятиями необходимо провести водные процедуры. Когда ученики меня спрашивают, почему  в душ надо идти перед занятиями, а не после, руководствуясь правилами гигиены, я отвечаю, что за нас уже все придумали еще 8 тыс. лет назад, надо просто делать, а не рассуждать: все равно каждый к этому придет, но время упустит. 

Владея техниками цигун и йога, я восхищаюсь тем, как все просто и доступно в исламе. Совершая пятикратный намаз, человек мягко , без особых усилий активизирует свои физические, умственные и духовные стороны, и таким образом поддерживает свое  тело и психологическое состояние на протяжении всей своей жизни, не затрачивая при этом ни средств, ни времени, ни сил. В то время как в йоге без особой подготовки, без инструктора нельзя достичь результата, так как это достаточно сложная для физически неподготовленного человека техника. В намазе же все доступно человеку: все движения и правила выполнения намаза органично вплетаются в повседневную  жизнь».

Хотелось бы только добавить к вышесказанному, что важно не только стараться правильно выполнять движения в молитве и дышать, безошибочно произносить суры из Корана, но и стремиться доказать свою искренность праведными делами и глубокой верой.