Ислам и толерантность

Заместитель председателя ДУМ РБ Саяхов Руслан Линицевич

Заместитель председателя ДУМ РБ Саяхов Руслан Линицевич

Отслеживая международные и внутренние новости последних лет, мы сталкиваемся с информацией, формирующей самые негативные настроения по отношению к мусульманам и исламу

До широкой публики доносятся сведения о фактах нечеловеческой жестокости, безудержной агрессии, религиозного фанатизма и экстремизма со стороны лиц 1000 dollar loans no credit check, чтобы, относящих себя к приверженцам ислама. В результате, у основной части добропорядочного населения формируется резко негативная позиция к мусульманам и, что еще несправедливее, к исламу. Не может не удручать и тот факт, что даже на уровне научных статей и книг исследователь нередко сталкивается с высказываниями как минимум о том, что: «наиболее противоречивыми являются взгляды на терпимость в исламе». Данное положение, углубленное сложностями кризисного периода, может явиться питательной средой для усиления дисбаланса в рядах нашего многонационального и поликонфессионального общества.

Учитывая вышесказанное, видится весьма актуальной необходимость исследовать действительную степень толерантности ислама. Важно отметить, что в подобном исследовании в равной степени нуждаются все, не исключая и самих мусульман.

Прежде, чем исследовать степень толерантности религии, необходимо отметить недопустимость прямого отождествления поступков неких религиозно настроенных индивидов с самой религией. При нарушении данного положения, недостаточную воспитанность, узость мышления, безграмотность или психическую неуравновешенность могут вполне объяснить предписаниями религии. Важно отметить также, что порой агрессивное и неадекватное поведение может иметь вовсе нерелигиозные корни. В таком случае, религия может явиться лишь видимой частью проблемы, действительные причины которой кроятся в социальной или экономической необустроенности. И наконец, возможны случаи, когда факты агрессии со стороны представителей одной религии могут быть проявлением реакции на агрессию со стороны представителей другой.

Для достижения большей объективности, мы прибегнем к анализу единственно исламских первоисточников – Корана и сунны, намеренно оставляя тот пласт информации, что несут в себе биографические и исторические хроники (ведь первое есть ислам, а второе – мусульмане, что, как мы отметили, не всегда тождественно).

Идеологические основы телерантности в исламе, вытекающие из Корана и сунны.

1.    Ислам провозглашает благородство человеческой природы вообще, вне зависимости от вероубеждения, национальности или цвета кожи.

Всевышний говорит:

وَلَقَدْ كَرَّمْنَا بَنِي آدَمَ وَحَمَلْنَاهُمْ فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ وَرَزَقْنَاهُم مِّنَ الطَّيِّبَاتِ وَفَضَّلْنَاهُمْ عَلَى كَثِيرٍ مِّمَّنْ خَلَقْنَا تَفْضِيلاً

«Мы почтили сынов Адама и позволяем им передвигаться по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими другими тварями.» (17: 70; Кул.)

Подобное положение закрепляет за каждым человеком право на уважение и заботу .

Практическим примером проявления подобного уважения служит случай, запечатленный в сборнике Ал-Бухари со слов Джабира ибн Абд Аллах. Он пересказал случай, когда пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) почтительно встал перед проходящей мимо похоронной процессией. В удивлении, окружающие сказали: «Это ведь иудей!», на что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Разве ж не душа?»…

Несомненно, что подобный пример однозначно указывает на необходимость оказывать уважение и почтение человеку хотя бы за то, что это – человек.

2.    Ислам учит, что многообразие вообще, и различие во взглядах в частности, есть реальность, явленная Всевышним.

Всевышний сообщает:

وَقُلِ الْحَقُّ مِن رَّبِّكُمْ فَمَن شَاء فَلْيُؤْمِن وَمَن شَاء فَلْيَكْفُرْ

Скажи: «Истина – от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует». (18: 29; Кул.)

وَلَوْ شَاء رَبُّكَ لَجَعَلَ النَّاسَ أُمَّةً وَاحِدَةً وَلاَ يَزَالُونَ مُخْتَلِفِينَ

Если бы твой Господь захотел, то Он сделал бы человечество единой общиной верующих. Однако они не перестают вступать в противоречия. (11: 118; Кул.)

Всевышний указывает, что в подобном различии – особые смыслы и предначертания:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوباً وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا

О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга… (49: 13; Кул.)

Учитывая положение о неотвратимости божественных установок и мудрости божественного провидения, ислам предписывает принимать пестрое многообразие как данность. При этом невозможно и помыслить о приверженности всего человечества единой для всех религии.

Всевышний говорит:

وَلَوْ شَاء رَبُّكَ لآمَنَ مَن فِي الأَرْضِ كُلُّهُمْ جَمِيعاً أَفَأَنتَ تُكْرِهُ النَّاسَ حَتَّى يَكُونُواْ مُؤْمِنِينَ

Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле. Разве ты стал бы принуждать людей обратиться в верующих? (10: 99; Кул.)

3.    Последователи ислама не уполномочены взыскивать с неверующих или инаковерующих за их неверие или инаковерие. Более того, понятие ответственности перед обществом вообще распространяется лишь на явности и никак не охватывает внутренние переживания и убеждения. Прерогатива судить о том сохранена за Творцом и оставлена до Дня воздаяния.

اللَّهُ يَحْكُمُ بَيْنَكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ فِيمَا كُنتُمْ فِيهِ تَخْتَلِفُونَ

Аллах рассудит между вами в День воскресения в том, в чем вы препирались между собой. (22: 69; Кул.)

فَلِذَلِكَ فَادْعُ وَاسْتَقِمْ كَمَا أُمِرْتَ وَلَا تَتَّبِعْ أَهْوَاءهُمْ وَقُلْ آمَنتُ بِمَا أَنزَلَ اللَّهُ مِن كِتَابٍ وَأُمِرْتُ لِأَعْدِلَ بَيْنَكُمُ اللَّهُ رَبُّنَا وَرَبُّكُمْ لَنَا أَعْمَالُنَا وَلَكُمْ أَعْمَالُكُمْ لَا حُجَّةَ بَيْنَنَا وَبَيْنَكُمُ اللَّهُ يَجْمَعُ بَيْنَنَا وَإِلَيْهِ الْمَصِيرُ

Посему проповедуй и следуй прямым путем, как тебе было велено. Не потакай их желаниям и говори: «Я уверовал в то, что Аллах ниспослал из Писания, и мне велено относиться к вам справедливо. Аллах – наш Господь и ваш Господь. Нам достанутся наши деяния, а вам – ваши деяния. Нет места доводам (дальнейшим спорам) между нами и вами. Аллах соберет всех нас, и к Нему предстоит прибытие».(42: 25; Кул.)

Исходя из подобных положений, принявший ислам человек находит душевное отдохновение, ведь в его сердце не остается места для проявления внутренней борьбы между убеждением неправоты «инаковости» и необходимостью принимать ее как данность.

4.    Ислам предписывает справедливость и призывает к благородству нрава даже по отношению к неприятелю.

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ كُونُواْ قَوَّامِينَ لِلّهِ شُهَدَاء بِالْقِسْطِ وَلاَ يَجْرِمَنَّكُمْ شَنَآنُ قَوْمٍ عَلَى أَلاَّ تَعْدِلُواْ اعْدِلُواْ هُوَ أَقْرَبُ لِلتَّقْوَى وَاتَّقُواْ اللّهَ إِنَّ اللّهَ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ

О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете. (5: 8; Кул.)

 Таким образом, даже подобного рода анализ позволяет утверждать, что ислам, как и другие небесные религии, глубоко толерантен по своей сути. И если в идеологической основе религии провозглашаются такие положения, то и для последователей ее не должно быть иными.

Исходя из последнего, приверженец ислама будет настолько толерантен, насколько глубока его вера, насколько широка его осведомленность о ее учении, насколько крепка его воля неотступно следовать всем предписаниям своей религии.

И если изменить внутренние убеждения человека, равно как повлиять на степень стойкости его воли представляется достаточно затруднительным, то качественно доносить истинные сведения о религии мы не просто можем, но даже обязаны.

Руслан Саяхов


Дорогие читатели!

Наши эксперты с радостью ответят на интересующие вас темы. 

Оставляйте ваши вопросы в комментариях или присылайте на нашу эл. почту: islamrb@mail.ru.