Событие, отложенное на 100 лет: на макушку «Исторической» мечети Бураево водрузили полумесяц

В селе Бураево (Бураевский район Башкирии) состоялось значимое событие – на минарет строящейся «Тарихи-мечети» («Историческая») был поднят полумесяц – символ мусульманской веры.

На торжественное мероприятие собрались жители райцентра и окрестных сел, мусульманское духовенство Бураево, Уфы, Нефтекамска и соседних районов, местное руководство. Из Уфы прибыл председатель Духовного управления мусульман Республики Башкортостан муфтий Нурмухамет Нигматуллин, представители от мусульманской религиозной организации «Ихлас», активистки Союза мусульманок Башкирии и др.

buraevo-WA0012После чтения Корана и обращения мусульман с молитвой к Всевышнему, символ ислама на глазах у затаившей дыхание толпы был поднят при помощи 40-метрового подъемного крана и увенчал вершину минарета «Исторической» мечети.

Как сообщил газете «Рисалят-Послание» и порталу IslamRB.ru имам-мухтасиб Бураевского района Рифат Зарипов, «Тарихи-мечеть» была заложена еще в начале XX века – в 1914 году, – но так и осталась недостроенной. По его словам, на глазах у его односельчан, наконец, произошло это историческое событие, отложенное жизнью на целых 100 лет.

– Восстановление «Исторической» мечети, занесенной в реестр памятников культуры начала ХХ века, ведется на протяжении уже нескольких лет, – рассказывает Рифат хазрат. – Это поистине народная стройка, которая ведется, конечно, при поддержке районных властей и Духовного управления. Но главное участие в этом принимают, прежде всего, сами жители села. Основной спонсор строительства – лидер общественного движения «Трезвое Бураево», частный предприниматель Ильдус Фаюршин, без которого не решается ни один вопрос, касающийся строительства мечети. Существенную помощь при возведении минарета оказали Фардат Садыков и Булат Гафифов, которые сейчас продолжают внутреннюю отделку здания и занимаются утеплением потолка. Не ошибусь, если скажу, что все расходы по стройматериалам, технике взяли на себя наши прихожане. Тот же 40-метровый кран, при помощи которого установили полумесяц на вершину минарет, был доставлен из Нефтекамска, а оплачен семьей нашего односельчанина Василя Галина.

buraevo-WA0013Помощников много в этом богоугодном деле. Можно сказать, что равнодушных не было и нет, никто из бураевцев не остался в стороне от возрождения исторического сооружения. Проведена уже колоссальная работа, но предстоит еще много сделать.

Пока же в Бураево, где проживает порядка 10,5 тысяч человек, действуют две мечети: «Белая» и «Красная».

В газете «Рисалят-Послание» и на сайте IslamRB.ru уже публиковались материалы, в которых освещалась история строительства этого уникального памятника архитектуры. Напомним, что до революции только в одном Бураево было шесть мечетей и три медресе.

Известный в округе меценат, купец первой гильдии Шарафутдин Хамитов задумал воздвигнуть новую каменную мечеть небывалой красоты и величия. Шарафи-бай, как тут все его называли, пользовался у местного населения большим уважением. Он был известным человеком, вел торговлю с соседними губерниями, возил шкуры в Казань и даже ездил за товаром в Турцию.

В 1914 году по инициативе купца началось сооружение мечети. Односельчане активно подключились к строительству: таскали песок и кирпичи, собирали по дворам и подвозили повозками яйца для раствора. Мечеть поднимали быстро, как говорится всем миром, и, наверное, скоро достроили бы, если бы не Революция, а потом Гражданская война.

В 1918 году Шарафутдин Хамитов вынужден был эмигрировать вместе с семьей в Китай. В России настали смутные времена. После его отъезда мечеть так и осталась недостроенной.

Хамитовская мечеть представляла из себя прямоугольное сооружение 10 на 20 метров с толстыми стенами шириной 70 см из полнотелого красного кирпича. Внизу находился цокольный этаж с небольшими окнами по периметру. Четырехметровые стены первого этажа украшали каменные узоры и многочисленные  окна  два метра в высоту и один метр в ширину. План мечети не сохранился, но, по предположению реставраторов, меценат не собирался ограничиваться одним этажом, и стены мечети могли быть значительно выше.

До начала 1930-х годов к мечети никто так и не прикоснулся. Тем более, что настали времена, когда повсюду рушили храмы, срывали минареты. А покрыть крышей и использовать в хозяйственных нуждах мечеть, богобоязненные люди так и нет решились.

До войны сооружение использовали под амбар, затем устроили библиотеку, потом клуб. В 1970-е здание решили обновить: сделали пристрой, веранду, сбили со стен узоры, замуровали окна и открыли там кинотеатр. Молодое поколение уже и не знало, какой уникальный памятник архитектуры находится под уродливо намазанной штукатуркой. Даже были предложения использовать старые стены под бассейн. Но ограничились тем, что открыли там спортивный клуб, где молодежь собиралась по вечерам, чтобы тягать тренажеры.

В начале 2000-х вокруг мечети развернулись драматические события, и если бы не вмешательство активистов мусульманской общины, история «Тарихи-мечети» могла закончиться плачевно. Тогда руководство района приняло решение избавиться от обветшалого здания и продать его одному бизнесмену. По селу поползли слухи: здание готовят под снос. Старожилы и члены мусульманской общины стали обивать пороги районной администрации, пытаясь остановить руководство от греховного действа. Однако чиновники их не услышали, и в месяц Рамадан к историческому сооружению была стянута тяжелая техника. Это были выходные дни, перед храмом собрались люди, чтобы не отдать на поругание архитектурный памятник, защитить свою историю. Не обращая внимания на крики толпы, на глазах у детей и стариков рабочие разрушили фасад исторической мечети. Когда затем под ударами тяжелой техники начали падать боковые стены, отчаявшиеся люди встали под экскаваторы. Акт вандализма был остановлен. Мечеть, хотя и с потерями, была спасена.

buraevo-WA0014Рифат хазрат отметил, что местные жители под руководством мусульманской организации не просто отбили у строителей «Тарихи-мечеть», но также приложили усилия, чтобы официально придать ей статус культурного памятника. В этом бураевцам помогли в правительстве. Активное участие в судьбе исторического сооружения приняли Марс Шагиев (в то время – председатель Совета по делам религий при Правительстве РБ), Вячеслав Пятков (председатель Совета по государственно-конфессиональным отношениям при президенте РБ). Председатель Союза реставраторов Татарстана Рафик Белалов создал макет первоначального вида «Тарихи-мечети».

Сегодня это нарядное белокаменное двухэтажное здание дореволюционного типа с минаретом высотой 33 метра, увенчанным полумесяцем.

В планах местной религиозной общины не только восстановить храм, но и сделать так, чтобы «Тарихи -мечеть» стала настоящим духовным центром в районе.

– Мы мечтаем о том, что люди сюда будут приходить не только помолиться, но и получать знания. – отметил Рифат хазрат. – Для этого мы хотим здесь открыть помимо молельных залов учебные классы, комнату для детей, конференц-зал и многое другое. Важно, чтобы мечеть объединила мусульман и всех жителей села, сплотила их в стремлении изучать не только религию ислам, но и культуру и историю родного края, помогала учиться любить свою землю и людей, которые на ней живут.