Белорецкий гамбит: о потасовке в мечети «Жамиг»

Недавно в Белорецке произошло событие, всколыхнувшее общественность республики. Краткая суть такова: на днях в Башкирию из Северного Кипра приехал суфийский шейх Мехмет Адиль аль-Хаккани, личность неоднозначная, к которому мусульмане относятся весьма спорно. В ходе своего турне по региону он со своими мюридами заглянул в Белорецк. В городской мечети «Жамиг», где проходила встреча с иностранным гостем, оказались несколько молодых верующих, которые, мягко говоря, не желали его видеть. Произошла некоторая потасовка между мусульманами, в которой одни выступали в защиту «башкирского муфтия», «традиционного ислама» и прогоняли прочь киприота, другие же защищали своего наставника от «ваххабитов», как они назвали своих оппонентов. В общем, потолкались, пошумели, шейха посадили в машину и увезли, приехала полиция, чтобы разнять стороны конфликта. Вроде, этим все должно было бы и закончиться. На следующий день имам-мухтасиб Белорецкого района Исмагил Мухамедьянов, пригласивший к себе кипрского шейха, написал письма в различные инстанции, в том числе в адрес президента Путина, в которых обвинил руководство Духовного управления мусульман Республики Башкортостан и Совет по государственно-конфессиональным отношениям при Главе РБ в «проваххабитской политике», о чем он еще не раз заявил журналистам. Реакция муфтията не заставила себя ждать – и Мухамедьянов тут же был снят со всех своих должностей (имам-мухтасиба и имам-хатыба). Однако белорецкий имам заявил, что мечеть он не успел еще зарегистрировать в ДУМ РБ и никуда уходить не собирается. Все эти события активно описывались в интернете, шла острая перепалка в социальных сетях между сторонниками Мехмета Адиля и их противниками. Некоторые СМИ, особенно «желтоватые», тоже не оставались безучастными и красочно смаковали весь этот процесс.

Редакция газеты «Рисалят–Послание» и портала IslamRB.ru расставляет точки над i и объясняет всю подоплеку происходящего.

Пожалуй, начнем с Мехмета Адиля. Он приходится сыном покойного шейха Мухаммада Назима аль-Хаккани. По некоторым сведениям, его мать – башкирка. Живет на Северном Кипре (турецкая часть острова, отделенная от Республики Кипр). Является главой одного из направлений тариката Накшибанди (т.н. «хакканиты»). Его последователи (мюриды) считают шейха потомком и главным наследником знаний пророка Мухаммада и Султан уль-Аулия (Султан святых). В то же время другие верующие критикуют Мехмета Адиля и его отца за ряд поступков и необоснованных, по их мнению, заявлений: «Башкиры – любимый народ Аллаха»; протягивание своей руки и посоха для дотрагивания мюридами, «чтобы передать баракат»; различные паломничества; признание святыми источниками иных родников, помимо Зам-зама, а также претензии на обращение всех башкир в свой тарикат и другие. Также в интернете можно найти видео, в котором Назим аль-Хаккани грозится отправить в ад официальных российских муфтиев, если будут мешать его ученикам. Среди населения распространяется книжечка «Сохбеты в Башкортостане», изданная от имени Мехмета Адиля и посвященная этим двум шейхам, в которой теологи-специалисты нашли немало противоречивой и спорной информации. Несколько лет назад его последователи соорудили на горе Нарыстау (Миякинский район) памятник, где, по их мнению, захоронены два сподвижника пророка Мухаммада.

В Башкортостан он приезжал уже не раз. Весной, например, по приглашению председателя ЦДУМ России, верховного муфтия Талгата Таджуддина, и тогда все прошло без конфликтов, все остались довольны.

Отметим, не все суфии Башкирии и мира, и даже не все накшибандисты являются мюридами Мехмета Адиля. Не каждый суфий подпишется под словами и действиями кипрского шейха. В мире хватает тарикатов и их руководителей (муршидов), в том числе и в Накшибанди. Интересная особенность: в республике большинство почитателей Мехмета-эфенди – именно представители башкирской национальности («любимого народа Аллаха»).

Теперь о второй стороне конфликта в Белорецке. По словам очевидцев, среди недовольных приездом шейха было немало приверженцев т.н. салафизма. По неподтвержденным данным, среди выступавших были даже мусульмане из Челябинской области и Дагестана. О том, какие «нежные» чувства испытывают друг к другу салафиты и суфии, знают, наверное, многие. По разным оценкам, особенно много салафитов в Башкирском Зауралье (в т.ч. в Белорецком районе).

Еще несколько лет назад некоторые башкирские националисты и салафиты предпринимали попытку сместить со своего поста председателя Духовного управления мусульман Республики Башкортостан, муфтия Нурмухамета Нигматуллина, которого обвиняли в излишней «традиционности», «татарском шовинизме», лояльности российским властям и прочих неподобающих, с их точки зрения, вещах. А вместо него они желали поставить своего «башкирского» муфтия. Тогда у них ничего не вышло, те немного успокоились, разве что весь их праведный гнев полился в интернеты. Теперь, вероятно, их вектор сменил направление: они внезапно стали сторонниками традиционного ислама (!) и рьяными защитниками официального духовенства (!). На мой взгляд, убеждений они своих не поменяли, но официальные муфтии для них – менее страшное явление, нежели заполонение республики подозрительными суфиями. Ситуацию они повернули в свою пользу просто изящно: выпроваживали киприота под знаменем защиты традиционного ислама и башкирского официального муфтия.

По сути, провокация была двусторонняя. Белорецкий имам позвал своего духовного наставника без согласования со своим официальным начальством. Мехмет Адиль, конечно, для России не имеет статуса persona non grata и может спокойно приезжать куда угодно как свободный человек, но вести активную проповедническую деятельность, собирая толпы людей, без разрешения властей, без официальных приглашений религиозных организаций он не имеет права, такой закон (о нем чуть ниже). Он ведь приехал не чай попить у кого-нибудь дома или просто полюбоваться красотами Южного Урала, шейха сопровождала огромная свита, и в каждом новом месте его встречало немало народу. И Исмагил хазрат должен это понимать. С другой стороны, оппоненты тоже пришли в мечеть не просто так. Они поджидали иностранного гостя, и явно готовились к скандалу, чего собственно и добились.

Что касается Нурмухамета Нигматуллина, он никогда не был проводником в республике идей салафизма или суфизма. Выступал за укрепление отношений между государством и верующими и против нетрадиционных для республики течений ислама. И, в общем-то, всех с некоторыми оговорками по-своему устраивал: и первых, и вторых, и третьих (республиканские и федеральные власти). На всех съездах ДУМ РБ, когда выбирали председателя, он всегда одерживал убедительную победу над своими оппонентами.

Вместе с тем имамы ДУМ РБ должны подчиняться внутренним установкам муфтията, закрепленных в соответствующих указах, постановлениях и фетвах. Например, все выступления и заявления должны быть согласованы с Духовным управлением и не должны переходить за границы вверенных компетенций. Также имамы могут принимать участие в официальных мероприятиях за пределами своего района только по согласованию с ДУМ РБ. И есть предупреждение: «намеренное отступление от требований официальных фетв ведет к снятию с занимаемой в ведомстве должности».

После первого визита кипрского шейха в Башкортостан Исмагилу Мухамедьянову, засветившемуся в интернете вместе с гостем, а также на Кипре у шейха-отца, сделали лишь устное предупреждение, после чего были приняты соответствующие постановления муфтията. Теперь же такое вопиющие безобразие со стороны своего имам-мухтасиба руководство ДУМ РБ просто не могло оставить без внимания, и тут же освободило его со всех постов.

В ответ на всякие «желтые» публикации и грязные обвинения Духовное управление сделало официальное заявление, где говорится, что Исмагил хазрат не является уполномоченным лицом ДУМ РБ, которое имеет право приглашать иностранных религиозных деятелей для совершения богослужений, проведения религиозных ритуалов и проповеднической деятельности. «Также Мухамедьянов не вправе выносить теологическую оценку по ситуации в мусульманской умме республики в средствах массовой информации». «ДУМ РБ не может оставлять без внимания экстремистские высказывания различного рода, которые могут спровоцировать развитие ксенофобии в обществе, деятельность «проповедников», несущую открытый антироссийский характер, направленный на разжигание межнациональной и этно-конфессиональной напряженности в нашем регионе».

Среди расхождений между муфтятом и «хакканитами» в ДУМ РБ выделили следующие:

— позиция ДУМ РБ отличается ответственным подходом к вероисповедным и ритуальным практикам, и без строгой и авторитетной научной и теологической экспертизы невозможно голословно утверждать наличие или отсутствие могил конкретных сахабов на территории республики и тем более организовывать к ним паломничество;

— ДУМ РБ последовательно противостоит попыткам перенести конфессиональные конфликты, раскалывающие мусульманскую умму за рубежом, на российскую почву;

— лидеры данного течения известны своими негативными высказываниями в адрес официальных мусульманских лидеров России, призывами к свержению конституционного строя в России и иными экстремистскими взглядами.

Также в ДУМ РБ дали и юридическую оценку произошедшему. Согласно статье 20 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», исключительное право приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в данных организациях предоставлено официально зарегистрированным религиозным организациям. То есть в нашем случае это возможно лишь по согласованию ДУМ РБ. В то же время в п.1.2. Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» сказано, что «иностранные граждане не могут привлекаться к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов для занятия проповеднической либо иной религиозной деятельностью, включая совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание последователей какой-либо религии». Что касается нашего региона, то все мечети относятся либо к Духовному управлению мусульман Республики Башкортостан, либо Центральному духовному управлению мусульман России, которые несут ответственность за деятельность приходов и действия священнослужителей.

В завершение в ДУМ РБ заявили: «Деятельность любого рода религиозных течений и их представителей, которые ассоциируют себя с исламом, но действуют вне рамок юрисдикции официальных мусульманских духовных центров, не является легитимной».

Может быть, ответ официозен и суховат, но вполне понятно, что за все безобразия, чинящиеся в приходах ДУМ РБ, спросят с муфтията. И никакой здравомыслящий муфтий не допустит, чтобы его подчиненные делали все, что вздумается, наперекор законам РФ и внутренним установкам Духовного управления. К тому же не стоит еще забывать и о репутационных издержках.

Вопреки различным мнениям «экспертов», выданных в СМИ, могу от себя сказать, что сам по себе суфизм – явление в исламе легитимное и для Башкирии вполне традиционное (в т.ч. тарикат Накшибания со всеми его ветками). До Октябрьской революции в регионе жило немало известных суфийских поэтов-просветителей. И нападки в целом на тасаввуф считаю неприемлемыми. Однако кипрское направление для Южного Урала – вещь относительно новая. С другой стороны, «тарикатский шовинизм», чем частенько болеют адепты этого течения (кстати, и многих других тоже), весьма опасен. Чего стоит провозглашение, что только их направление является самым истинным, и именно их шейх – самый что ни на есть настоящий шейх, а остальным наставникам грош цена. За примером далеко ходить не надо, кому интересно, пусть посмотрят их сайты, группы в социальных сетях, видео в YouTube. Теперь камень бросаю в другой огород. Салафиты тоже появились в Башкирии не так давно. Прошу не путать их с саляфами – поколением сподвижников пророка (сахабы) и их последователями (табиины и таби ат-табиины). Нередко салафитов отождествляют с ваххабитами. Стоит отметить, что эта группа неоднородная, как кажется на первый взгляд, среди них есть как и радикально-настроенные воинствующие течения, так и вполне умеренные, коих большинство. Об идеологических аспектах упоминать не буду, иначе это займет очень много времени. Еще 10-15 лет назад они демонстративно отвергали всякие мазхабы, мол, они только за суннизм, многие из них негативно высказывались о традиционном исламе, о российских муфтиях. И вдруг тренд поменялся – и некоторые неожиданно стали ханафитами и борцами за традиционный ислам. Несмотря на все заявления суть их идей осталась прежней, просто внешняя риторика сменилась в силу обстоятельств. Порой так и хочется сказать некоторым: «Господа, будьте честными до конца!»

Теперь же о визитах иностранных гостей. К себе на чай можно приглашать кого угодно, можно им рекламировать свой родной край, показывая замечательные места – это будет замечательно. Можете с ним молиться, на голове прыгать, но в рамках российского законодательства. Так же и мы, отправляясь за рубеж, можем ходить в тамошние мечети, по-своему развлекаться, но не переступать их законов. Если б, например, кто-то из нас активно высказывался в СМИ на протяжении нескольких лет о той же Турецкой Республике Северный Кипр в негативном ключе (а у них болезненных точек хватает), пусть не удивляется, если прибыв на остров со стороны Турции, его отправят первым же рейсом обратно. Или, например, прилетев в Тегеран, стал бы на центральной площади призывать людей к суннизму, там бы тоже, скорей всего, последовала незамедлительная реакция.

В общем, кто и насколько в том белорецком конфликте прав или виноват, наверное, понятно многим.

 

Тимур Рахматуллин